Зеленая улица для российского производителя

Такого шанса у российских производителей телекоммуникационного оборудования еще не было – местный рынок покинули основные глобальные вендоры
Для поддержки российских операторов нужен комплекс мер, в числе которых как нормативно-правовая поддержка со стороны государства, так и финансовая – со стороны банков в виде дешевых кредитов /Андрей Гордеев / Ведомости

Российские операторы связи лишись возможности покупать популярное иностранное оборудование из-за введенных санкций. Текущих запасов должно хватить на несколько лет. Стратегическим выходом из ситуации может стать появление отечественного оборудования, которое тестируют коммерческие и некоммерческие операторы связи.

Ежегодно операторы закупают несколько тысяч базовых станций для увеличения площади покрытия своей сети, срок службы каждой составляет примерно 8–10 лет. Чтобы не остановиться в развитии, операторам связи должно хватить текущих запасов оборудования для обеспечения связью россиян максимум на два года, рассказал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

В Tele2 рассказали, что у них «достаточный запас прочности», чтобы сохранить для клиентов «должное качество услуг».

Исторически российские операторы связи для своих базовых станций использовали оборудование трех основных компаний – Huawei, Ericsson и Nokia, следует из данных Telecom Daily. Но если две последние заявили о том, что они не будут работать в России, то китайцы просто перестали контактировать с российскими операторами, предусмотрительно продав им в I квартале 2022 г. оборудование на год вперед.

Еще одна существенная и ключевая проблема оборудования трех популярных вендоров – несовместимость их между собой. Из-за этого, по словам Кускова, оборудование одного производителя разворачивалось на один регион. Поэтому если оператор в каком-то регионе захочет использовать оборудование другого производителя, то он полностью меняет все устройства.

Выходом могла стать покупка оборудования иностранных производителей через посредников, но, по мнению Кускова, это почти невозможно, так как если вендор узнает, что его оборудование начало работать в России, то тогда продавца может ждать «внушительный штраф». Поэтому российским сотовым компаниям придется делать ставку на отечественные решения.

«В отрасли есть компании, готовые разработать и поставить нужные нам технологические решения. Учитывая эти факторы, мы рассчитываем, что поставки оборудования восстановятся за год», – заявили в пресс-службе Tele2. В «Мегафоне» рассказали, что им доступно для покупки иностранное оборудование, поэтому, с одной стороны, они рассматривают возможность его закупки от поставщиков из других стран, а с другой – проводят тесты отечественных прототипов базовых станций в их Федеральном центре исследований и разработок сетевых решений.

«На тестирование, внедрение, отладку и дополнительные работы по НИОКР для внедрения российского оборудования у коммерческих операторов может уйти до трех лет. Для ведомственных сетей оно уже вполне пригодно», – также предполагает первый заместитель Центральной станции связи РЖД Денис Азерников.

Чтобы оборудование работало на сетях заказчика должным образом, необходимо, во-первых, иметь четкое техническое задание от заказчика, а во-вторых, тестировать оборудование в «боевом режиме», – уверен гендиректор компании «Райтек» (производитель базовых станций) Василий Синильщиков.

«Модернизация оборудования – это непрерывный процесс, а развитие оборудования может быть только на действующей сети. Предлагать российским компаниям приходить к заказчикам тогда, когда оборудование из разработки будет не хуже, а желательно еще и лучше существующего оборудования ведущих зарубежных производителей, – это все равно что, пока не научимся плавать, нам не нальют воду в бассейн. Но без воды мы плавать не научимся», – добавил он.

Именно по принципу отладки работы создаваемого оборудования на действующих сетях российских операторов связи в процессе эксплуатации оборудования делали в компании Huawei, напомнила председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова. Они продавали свое оборудование очень дешево – по цене себестоимости, а иногда просто отдавали как жест доброй воли. Хотя эта добрая воля, по сути, была инструментом для того, чтобы застолбить сегмент рынка. Такая возможность у компании появилась благодаря политике китайского правительства, которое формировало меры поддержки на российском рынке как через межгосударственные соглашения, так и через компенсации стоимости вывозимого из страны оборудования (китайские банки дают возможность брать большие кредиты для бизнеса под малый процент), отметил Синильщиков.

Тестирование российского оборудования уже на протяжении нескольких месяцев проводят в РЖД на собственной инфраструктуре внутриведомственной связи. Она будет использоваться исключительно сотрудниками компании. Под эти цели несколько лет назад РЖД получила в ГКРЧ частоты в диапазоне 1785–1805 МГц. Они позволяют развернуть сети связи на LTE. Однако данные частоты непопулярны в мире и используются только в Китае. Поэтому производителей оборудования, работающих в этом диапазоне, очень мало. В результате железнодорожникам пришлось выбирать из небольшого числа вендоров, в числе которых были и российские компании.

Одна из важных задач, которую решали специалисты РЖД, – это проверить совместимость иностранного и российского оборудования, отметил Азерников. Тестирование показало, что совместимость возможна. Синильщиков также подтвердил, что их оборудование совместимо с иностранным.

«Крупные коммерческие операторы связи проповедуют идею, что оборудование разных производителей несовместимо между собой, но это не так, и проведенные тесты с РЖД это показывают», – добавил Синильщиков. По его словам, порядка 15 лет назад ситуация на рынке телекоммуникационного оборудования была иной и количество игроков на ней было достаточно большим, но потом образовалась олигополия из трех вендоров, которые объявили, что их оборудование несовместимо между собой, по сути поделив между собой присутствие в разных регионах России.

Эта тройка вендоров создала условия, которые не позволяют сотовым компаниям использовать чужие базовые станции на их технологическом ядре. Например, подключение к их ядру базовых станций их производства будет стоить условно $10, а подключение базовых станций других производителей – на порядки дороже. То же с гарантией на систему: если в системе появляется оборудование других производителей, то вендор объявляет, что не сможет предоставить гарантию корректной работы и т. п.

Для поддержки российских операторов нужен комплекс мер, в числе которых как нормативно-правовая поддержка со стороны государства, которое может обязать операторов связи использовать отечественные решения на критической инфраструктуре, так и финансовая – со стороны банков в виде дешевых кредитов, отметил собеседник на телекоммуникационном рынке.

По мнению управляющего партнера «ТМТ-консалтинга» Константина Анкилова, российские операторы связи в сложившихся условиях будут работать как над разработкой российских решений, так и над поисками возможностей для параллельного импорта оборудования.

«Если мы будем искать только иностранное, то мы всегда будем от кого-то зависеть. Через пару лет может возникнуть ситуация, что мы опять с кем-нибудь поссоримся и нам еще сильнее перекроют кислород, поэтому важно, чтобы базовые станции были отечественными», – резюмировал Кусков.

МТС, «Билайн» и «Ростелеком» не ответили на запрос редакции.