Из руководителей – в лидеры: как проходит корпоративное обучение в онлайн-кэмпах

За последние годы сфера корпоративного обучения вышла на новый уровень
Первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова /Пресс-служба МТС

Пандемия показала, что прокачивать свои профессиональные навыки вполне можно в удаленном формате. Таким образом компании имеют возможность проводить обучение сотрудников без отрыва от работы и выполнения поставленных задач и делать это одновременно во всех регионах. Первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова рассказала, какое корпоративное обучение проводится для региональных лидеров и как оно помогает сотрудникам для продвижения по карьерной лестнице.

Запрос на продукт

Идея нового формата корпоративного обучения появилась в середине 2021 г. У блока телеком был запрос на комплексную программу для развития руководителей. Структура компании организационно изменилась, состав сотрудников тоже поменялся. Помимо развития традиционных телекомуслуг, МТС взяла курс на создание полноценной экосистемы сервисов, внутри которой клиент может читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы и т. д. Кроме того, многие подразделения начали использовать продуктовый подход в своей работе. Чтобы органично использовать новые возможности и правильно понимать новый вектор компании, нужно было обучить команду и сформировать новых лидеров.

В МТС много кросс-функционального взаимодействия, большинство проектов создается на стыке разных направлений бизнеса и разных департаментов. Мы понимали, нам нужны не просто исполнители на местах, нам нужны люди думающие, умеющие принимать решения и находить новые точки роста в своем регионе. Для этого в них нужно вложить определенные знания: как управлять информацией в новой реальности, как ее встраивать в общий формат планирования, как создавать высокоэффективные команды и как их мотивировать, когда у них далеко не одна задача.

Подготовка пилота и отбор участников

Подготовка нового проекта, который назвали «ЛидерON», велась совместно с партнером TruEducation. Для начала необходимо было провести исследование целевой аудитории программы и узнать у региональных руководителей, какие есть сейчас сложности в работе, проходят ли они самостоятельно какие-то курсы для профессионального развития, сколько они готовы учиться и в какой форме им комфортно это делать. Для этого проводили серию интервью. Много запросов от коллег было на софтовые навыки, направленные на развитие компетенций по выстраиванию коммуникаций со своим сотрудниками – как управлять сотрудниками, как выстраивать взаимодействие с другими кросс-функциональными командами, особенно если они работают в других регионах, как правильно планировать и делегировать задачи. Помимо коммуникативных запрос был и на классические компетенции лидера: стратегическое мышление, трендвотчинг, инновационное мышление, личная эффективность и проч. – все это волновало сотрудников компании.

Опросы показали: оптимальное время для обучения – это два часа в неделю и 15 минут в день. Сотрудники также просили использовать не классические каналы коммуникаций, например электронную почту, а более удобные быстрые мессенджеры, и были настроены на игровые механики в обучении. Для подобных задач Корпоративный университет МТС (направление, которое организует внутреннее обучение сотрудников) не ищет готовых решений на рынке, а разрабатывает собственные программы развития при необходимости с привлечением внешних партнеров. Центральной темой программы было лидерство в цифровой экосистеме. А главной целью программы – поднять общий майндсет руководителей на другой уровень мышления, научить быстро реагировать на меняющиеся условия, правильно кросс-функционально взаимодействовать с разным уровнем сотрудников, командами и уметь вместе договориться. Так как в программе участвовали руководители разных направлений и разных уровней, они могли обмениваться знаниями и опытом – как решать тот или иной кейс, как выполнить задачу качественно и быстро, учитывая специфику своего региона и телекомсферы в целом.

Планируемая продолжительность программы была 26 недель. Концепция программы предполагала, что участники попадают в «Лагерь» для директоров с атмосферой, как в лучших бизнес-кэмпах, выездных бизнес-школах. 

В бизнес-кэмпе для участников проводились различные форматы активностей, например «онлайн-костры», на которых проходили встречи с экспертами. В качестве спикеров в проекте участвовали карьерный консультант, автор книг о самоопределении Елена Резанова, директор Корпоративного университета МТС Оксана Фетисова, проректор Московской школы управления «Сколково» Светлана Миронюк и др. Для проекта мы выбрали востребованные для компании темы, например цифровая трансформация, развитие экосистем, тренды, особенности продуктового подхода, клиентоцентричность. Одним из фокусов программы была максимальная мультиформатность обучения и «микроленинг», чтобы учиться можно было без отрыва от работы и сразу же применять полученные знания на практике.

На «ЛидерON» также проходили разминки в виде управленческих загадок, например в стиле «Властелина колец». Были подкасты, библиотеки, штаб в Telegram и чат-бот, который выдавал домашние задания. Даже здесь использовали игровую механику – виртуальных кэмп-тренеров, которые присылали задания и напоминали о дедлайнах, звали Том и Энджи, по аналогии с голливудскими актерами Томом Харди и Анджелиной Джоли.

В конце каждого модуля проходил мастермайнд (регулярные встречи, на которых можно было сформулировать личные цели, получить групповую поддержку и обратную связь от каждого участника), а в финале обучения – онлайн-выпускной. 

Так как в 2022 г. начало программы совпало с февральскими событиями, было решено добавить дополнительный поддерживающий модуль, направленный на прокачку навыка выстраивания рабочих процессов в условиях неопределенности, восстановление ресурсов и баланса. В этом блоке был контент с такими темами, как управление собой в кризисных ситуациях, и практики саморегуляции.

Всего в пилотный проект мы пригласили 348 участников перед прохождением отборочного этапа. Руководителей предлагали HR-сотрудники из региональных отделений. Тех, кто прошел отборочный этап, зачисляли на основной модуль. В рамках этого этапа студенты проходили две базовые программы: «Менеджмент» и «Стратегическое мышление». В процессе изучения сдавали тест на базовые управленческие навыки и проходили онлайн-практикумы. На этом этапе по факту отсеялось почти 50%, как мы и предполагали. Остались те, кто действительно хотел пройти обучение и был готов выделить на это время.

С заделом на будущее

Всего в основную программу попали около 200 человек и 157 человек ее закончили. Это хороший показатель, если сравнивать с бенчмарками рынка. Многие из обучающихся перешли в разряд слушателей, понимая, что учиться полноценно не могут. 

По итогам обучения региональные руководители получили новые знания и навыки, некоторые участники – продвижение по карьерной лестнице. Например, менеджер проектов из отдела HR из Нижнего Новгорода стала начальником отдела обслуживания клиентов массового сегмента. В Чувашии эксперт функциональной группы эксплуатации радиоподсистемы стал начальником отдела эксплуатации сети всего региона. Есть множество и других примеров.

Учитывая результаты пилотного проекта, уже сейчас проходит отбор участников во второй поток программы «ЛидерON». В следующий раз организаторы должны учесть все недоработки и ошибки, которые были допущены в пилотной программе. Будет улучшен подход к выбору спикеров, так как не все оказались интересны аудитории. Будут изменения в балльной оценке для рейтинга программы. По ходу пилотного проекта стало понятно, что не все успевали сдать домашнюю работу, поэтому в этот раз будет проведен переход в сторону балльной системы, чтобы мотивировать тех, кто сдает домашнюю работу вовремя. Кроме того, будет больше практики и общения внутри программы. Принять участие в отборе на обучение сможет любой желающий руководитель.