Долгострой под землей: Как возводили БКЛ в Москве

Строительство самого большого метрокольца в мире велось 10 лет
Андрей Гордеев / Ведомости

Открытие Большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве стало самым важным событием в начале 2023 года. Крупнейшее в мире метрокольцо является уникальным проектом в истории российского и мирового метростроения. Транспортная нить связала свыше 30 станций, а ее протяженность составила 70 километров. Как проходила стройка столь масштабного проекта – в нашем материале.

Краткая предыстория

Работа над самым масштабным проектом в истории метростроения завершилась 1 марта 2023 года. Большая кольцевая линия (БКЛ) наконец замкнулась и стала самой протяженной линией (70 километров), опередив по этому показателю вторую кольцевую линию пекинского метро в 57 километров.

Несмотря на то, что строительство БКЛ началось в 2011 году, идея ее создания уходит корнями в середину XX века. Планы создания еще тогда полукольцевой линии обсуждались после войны в 1947 году. Предполагалось, что она пройдет на расстоянии нескольких станций от строившейся Кольцевой линии. Однако, этим планам не суждено было воплотиться по экономическим причинам. Главной задачей оставалось закончить Кольцевую.

Разговоры о построении Второй кольцевой линии возобновились в 1971 году. Тогда по этому проекту она должна была соединять Каховскую линию, построенную двумя годами раньше, и отрезок Кировско-Фрунзенской (ныне Сокольнической) линии от станции «Черкизовская» до станции «Улица Подбельского» (сейчас она называется «Бульвар Рокоссовского»). Уже были готовы заделы для тоннелей и станций. Но и тогда проект решили отложить на неопределённый срок и сосредоточить усилия на строительстве микрорайонов и транспортных узлов, связывающих их с центром города.

Уже в конце 2000-ых годов обсуждался проект хордовых линий от Кольцевой и создание новых пересадочных станций. «Третий пересадочный контур» – так назывались первые наброски к проекту БКЛ. К ее созданию наконец приступили в 2011 году.

«Сердце столицы» застучало

При строительстве «сердца столицы», как еще называют БКЛ, были задействованы огромные трудовые ресурсы. В пиковом этапе строительства число одновременно работающих на разных станциях метрокольца достигало 11,5 тыс. человек.

Для оптимизации трудозатрат была внедрена специальная система планирования и мониторинга численности персонала на объектах строительства. Это позволило учесть общие стратегические задачи и реализовать планы, обязательные для своевременного запуска проекта.

/Пресс-служба мэра и правительства столицы

Уникальный дизайн каждой станции, сложные инженерные решения, тоннели, проложенные даже под водой – это лишь несколько из многочисленных особенностей БКЛ. Строительство самого большого метрокольца в мире велось 10 лет. По разным подсчетам, в перспективе линией в будни будут пользоваться 2,3 млн пассажиров.

На глубине

Особенно сложным было строительство станций глубокого заложения. Плотность городской среды и расположенные вблизи транспортные и инфраструктурные объекты затрудняли процесс. Тем не менее, сейчас на Большой кольцевой функционирует три таких станции: «Марьина Роща» (самая глубокая – свыше 70 метров, у нее самые длинные в столичном метро эскалаторы 130 – метров), «Савёловская» и «Рижская» – 60 метров.

Прибегнуть к нестандартным инженерным решениям из-за стесненных условий, специалистам пришлось и при строительных работах в районе «Рижской». Поскольку рядом со станцией БКЛ находится много других транспортных объектов (железная дорога и станция Калужско-Рижской линии), инфраструктура новой станции должна была разместиться на меньшей площади, чем обычно. Решением стал вынос тягово-понизительной подстанции, обеспечивающей «Рижскую» электричеством, за ее пределы. Для этого ее разместили в подземном девятиэтажном сооружении цилиндрической формы, глубиной порядка 40 метров. Его возводили в бывшей монтажно-демонтажной щитовой камере, где стартовали и финишировали тоннелепроходческие щиты, проходившие перегоны БКЛ.

Тоннельная система

Сооружение системы тоннелей Большого кольца – еще один сложнейший, но крайне важный этап проекта. Она представляет собой симбиоз стандартных однопутных тоннелей и двухпутных тоннелей большого диаметра, проложенных на двух участках. Первый начинается от станции «Мневники» и заканчивается за станцией «Давыдково», а второй начинается от станции «Текстильщики» и заканчивается за станцией «Кленовый бульвар».

Для создания тоннелей БКЛ использовались тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК), которыми было прорыто около 95 км путей, и свыше 13 км подземных трасс. Отдельные участки тоннелей БКЛ расположились под крупными водоемами столицы. В однопутном исчислении их общая длина составляет 1,7 км.

/Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Так, при строительстве двухпутных тоннелей под Нагатинским затоном и Москвой-рекой специалисты использовали десятиметровые ТПМК. Протяженность участков в итоге составила 550 и 500 метров соответственно.

В целом для создания тоннельной системы метрокольца столичные инженеры задействовали 33 ТПМК. Самые большие из них, которых насчитывалось четыре, – щиты-гиганты диаметром десять метров, остальные 29 щитов по параметрам не превышали шести метров.

Примечателен тот факт, что еще весной 2020 года столица установила мировой рекорд по числу одновременно работающих тоннелепроходческих комплексов (ТПМК). Тогда метров Москвы строили 23 машины, и большая часть из них – работала над созданием Большого кольца.

Во избежание любых технических ошибок и для курирования действий экипажей тоннелепроходческих комплексов во время строительства БКЛ был специально организован центр управления проходкой, куда в онлайн-формате поступала вся информация о ходе прокладки тоннелей. Также проект привлек к процессу специалистов Тоннельной ассоциации России, которые консультировали коллег во время подземного строительства.

Польза для горожан

На уже запущенных станциях Большого кольца для москвичей и гостей города работают все современные способы оплаты проезда: банковскими картами, причем на любом из турникетов, оплата по биометрии, доступна и Система быстрых платежей для оплаты смартфоном по QR-коду в кассах. Также работают и традиционные способы оплаты «Тройкой», социальной картой или бумажным билетом «Единый».

Ведущий эксперт Факультет городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики Константин Трофименко признает, что масштабы стройки БКЛ действительно поражают. Но главное – теперь многие москвичи смогут сэкономить время на поездки, пользуясь современным комфортным транспортом.

«Путь, который приходилось раньше преодолевать на маршрутках, такси и иных видах наземного транспорта в час-пик, теперь сократился в разы, ведь со скоростью современных составов БКЛ наземный транспорт не сравнится», – сказал спикер.

Эксперт уточнил, что запуск кольца уже разгрузил имеющиеся линии метро, создав дополнительные пересадочные пункты, особенно в центральных районах города. Более того, подземная магистраль косвенно разгрузила некоторые автомобильные участки Москвы. В дальнейшей перспективе БКЛ станет каркасом, вокруг которого будет выстраиваться транспортный вектор московской агломерации.

Благодаря 31 станции БКЛ появилось 20 пересадочных участков для перехода на другие станции и 11 линий метро. Среди них – 3 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК) и 8 – на Московские центральные диаметры (МЦД), а также 13 пересадок на железнодорожные линии, заключил Трофименко.