Нет предела совершенству

Как национальный проект «Цифровая экономика» повлиял на развитие инфраструктуры и электронных услуг
Евгений Разумный / Ведомости

Россия входит в группу стран с очень высоким индексом развития электронного правительства, говорится в исследовании ООН «Электронное правительство 2022: будущее цифрового правительства». Среди стран БРИКС Россия занимает 1-е место в рейтинге ООН, а общее место среди всех стран мира – 42- е. Китай – на 43- м месте, Бразилия – на 49-м, ЮАР – на 65- м. При этом в прошлом году число интернет-пользователей в России достигло 130 млн. Это практически 90% населения страны. Россия занимает 30-е место из 233 по доступности мобильного интернета, по мнению международных экспертов. Кроме того, за последние четыре года существенно повысились эффективность и доступность государственных услуг для бизнеса и граждан.

В этом большая заслуга национального проекта «Цифровая экономика», который был инициирован в 2019 г. президентом России Владимиром Путиным. Помимо перевода государственных услуг в цифру он способствует подключению социально значимых объектов и малонаселенных пунктов к интернету, развитию электронного документооборота и созданию надежной и безопасной информационной инфраструктуры.

Зачем создали нацпроект «Цифровая экономика»

Национальный проект«Цифровая экономика» был инициирован президентом России Владимиром Путиным в 2019 г., чтобы ускорить развитие цифровой инфраструктуры, создать благоприятную среду для использования информационных технологий и повысить эффективность государственного управления. Проект состоит из семи направлений: информационная инфраструктура, искусственный интеллект, цифровое государственное управление, нормативное регулирование цифровой среды, информационная безопасность, цифровые технологии, кадры для цифровой экономики.

«Госуслуги» – лишь часть обширной экосистемы электронного правительства, которая включает в себя множество элементов. Например, в нее входит система межведомственного электронного взаимодействия для обмена данными между держателями информации о гражданах и организациях. Другая важная часть, объединяющая всю экосистему, – единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). С ее помощью обеспечивается доступ не только к государственным, но и к частным сервисам. От бумажной бюрократии избавляет межведомственная система электронного документооборота. Она позволяет практически полностью отказаться от почтовой или курьерской пересылки. В результате сокращается время доставки и исполнения, минимизируются затраты на обработку и отправку документов. Электронный документооборот стал возможным благодаря сервисам авторизации и проверки цифровых подписей. И это еще не полный перечень всего, что входит в государственную экосистему, развитию которой способствует национальный проект «Цифровая экономика».

Сегодня портал «Госуслуги» играет важную роль в развитии финансовых продуктов и сервисов. Он предоставляет финансовой отрасли возможность в режиме реального времени получать государственные и юридически значимые данные граждан РФ, говорит директор по инновациям банка «Синара» Виталий Копысов. «Фактически мы видим, как постепенно ЕСИА превращается в прототип сервиса ID гражданина и начинает использоваться на рынке как основной для верификации клиента. Использование аутентификации вместе с платформой государственной системы биометрии позволяет проводить качественную удаленную идентификацию потенциального клиента и прием его на обслуживание без личного присутствия», – рассказал он.

Банки, в свою очередь, занимают активную партнерскую позицию и позволяют своим клиентам через дистанционные каналы обслуживания авторизовать свою учетную запись на «Госуслугах». По словам Копысова, уже скоро все будут открывать цифровые кошельки для цифровых рублей, используя ЕСИА.

Финансовая отрасль надеется на дальнейшее развитие цифровых профилей гражданина и бизнеса, продолжил Копысов, а также создание юридически значимого для идентификации сквозного ID гражданина. «Развитие цифровой экономики положительно влияет на прозрачность процессов, надежность и достоверность данных. Упрощается процесс получения различных данных от госорганов, что снижает риски при предоставлении финансовых услуг за счет более высокого качества получаемых данных о клиентах», – завершил он.

К 2030 г. планируется перевести большинство государственных и муниципальных услуг в цифровой формат. Подразумевается, что граждане и юридические лица смогут получать их в режиме 24/7. Портал «Госуслуги» является фундаментом для юридически значимого цифрового взаимодействия физических и юридических лиц с госорганами, полагает руководитель отдела по работе с госучреждениями и госкорпорациями ГК Softline Алексей Щербаков. Диджитализация государственных услуг снижает нагрузку на офлайн-инфраструктуру ведомств, что экономит время и средства всем сторонам взаимодействия. Благодаря этому повышается удовлетворенность граждан и бизнеса качеством государственного сервиса, добавил он.

«Раньше для получения справки или документа требовалось обращаться в различные ведомства. Теперь это можно сделать через портал «Госуслуги», который работает в режиме единого окна. Похожий процесс произошел с ритейлом и общепитом: до пандемии люди в основном ходили в физические магазины, а сейчас многие предпочитают заказать все онлайн с доставкой на дом. Цифровая трансформация государственных услуг повысила эффективность, удобство и скорость взаимодействия с госорганами», – рассказал Щербаков.

В результате, по данным Минэкономразвития, в I квартале 2023 г. средний уровень удовлетворенности россиян качеством федеральных услуг составил 80%. При этом 83,6% заявок на предоставление госуслуг выполнялись вовремя, а информацию о ходе выполнения услуги россияне получали по 90,9% заявок.

Удобные сервисы

За годы реализации национального проекта, курируемого Минцифры, не только повысилась доступность широкополосного интернета в России, безопасность и надежность инфраструктуры, но и множество государственных услуг было переведено в онлайн.

«С каждым годом увеличивается количество услуг, которые можно получить онлайн. Уже сейчас у нас переведено в электронный вид более 1200 государственных услуг и сервисов. Портал «Госуслуги» – это единое окно для взаимодействия наших граждан и государства, ежедневно им пользуется более 10 млн человек. В этом году через портал было подано более 250 млн заявлений. «Госуслуги» – это не только удобный интерфейс и безопасность личных данных, но и многообразие доступных сервисов. Например, на «Госуслугах» можно поступить в вуз, оформить пособие по безработице или дистанционно подать ходатайство без личного посещения судебных приставов», – рассказал замглавы Минцифры Олег Качанов.

Раньше, чтобы собрать необходимый пакет документов и отправить его HR-менеджеру, требовалось найти оригиналы, отсканировать их, отправить по электронной почте. Теперь с помощью функции «Поделиться документом» на портале «Госуслуги» достаточно в разделе «Личные документы» нажать кнопку «Поделиться» и выбрать, например, паспорт, СНИЛС или ИНН и направить HR-менеджеру.

Важным элементом перевода госуслуг в онлайн стал запуск приложения «Госключ». С его помощью можно получить сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи, не выходя из дома. Для этого потребуется только подтвержденная учетная запись на «Госуслугах». Усиленную квалифицированную электронную подпись смогут оформить россияне с загранпаспортом нового образца и смартфоном с NFC-модулем. В приложении «Госключ» можно подписывать документы, совершать сделки и другие юридически значимые действия. Например, с его помощью можно купить квартиру в ипотеку через портал М2, заключить договор купли-продажи транспортного средства.

Купленная машина может попасть в мелкое ДТП, но далеко не всегда у водителя есть под рукой распечатанный бланк европротокола. В такой ситуации можно использовать новый сервис «Европротокол онлайн», разработанный Минцифры, Банком России и страховыми компаниями. Единственное ограничение – оба участника ДТП должны иметь подтвержденную учетную запись на «Госуслугах». Благодаря «Европротоколу онлайн» среднее время оформления ДТП сокращается в 2 раза, в том числе за счет того, что не нужно вводить данные транспортного средства и его владельца: они автоматически подгружаются с «Госуслуг». Также нет необходимости ездить в страховую компанию – она получит извещение автоматически.

Если на автомобиль по ошибке наложили арест, а он позарез нужен владельцу, можно обратиться к сервису «Цифровое исполнительное производство». Он позволяет направить жалобу или ходатайство, не вылавливая пристава в приемные часы, которых, как известно, немного: по 4–5 часов два раза в неделю. Приставу дается 17 дней на рассмотрение любого ходатайства, а это значит, что при подаче онлайн существенно сокращается время ожидания решения.

После сдачи детьми ЕГЭ и снятия ареста с автомобиля можно спокойно отправляться на отдых, так как через сервис «Поступление в вуз онлайн» документы подаются удаленно. При этом отсутствует риск забыть о каких-либо достижениях или совершить ошибку при подаче документов – абитуриенту достаточно зайти на портал «Госуслуги» по своей подтвержденной учетной записи и подать документы в выбранные вузы. Прием документов стартовал 20 июня, поступающим на бесплатное обучение нужно успеть подать документы до 25 июля, а на платное – не позднее 20 августа. Форма обучения роли не играет. Важно перед подачей документов проверить свой профиль в личном кабинете и запросить данные об образовании и индивидуальных достижениях – так их не придется вводить вручную. После этого остается только следить за уведомлениями, чтобы не пропустить сообщения из вузов и вовремя подать оригиналы документов электронно.