На родные облака: российские компании возвращают данные клиентов в РФ

Из-за восьмого пакета европейских санкций они могут лишиться доступа к услугам облачных платформ
Freepik

По мнению опрошенных экспертов, многие интернет-ресурсы, принадлежащие российским юрлицам, которые используют иностранные облачные платформы и хостинг-провайдеры, могут быть заблокированы, а следовательно, рискуют лишиться всех хранящихся данных о пользователях. Опасаясь блокировки своего бизнеса, многие российские компании переехали на российскую техническую инфраструктуру в течение 2022 г. Но это сделали не все, и проблемы могут начаться более чем у 300 000 клиентов из России.

Зачем нужны облачные платформы

Для работы любых интернет-сервисов необходима аппаратная инфраструктура: это хостинг – серверное пространство для хранения мультимедийных данных (видео, фото, текст, аудио и т. д.); СDN (сеть доставки контента) – за счет серверов, расположенных в разных уголках страны и мира, ускоряется загрузка контента у пользователей; DNS-серверы – система, которая позволяет открывать сайты в браузере по названию домена; сервис защиты от DDoS-атак. 

Многие крупные компании стали отходить от использования классического хостинга в пользу облачного хостинга. Это более прогрессивные и гибкие системы хранения данных по сравнению с классическим хостингом. Они позволяют очень быстро увеличивать и изменять различные параметры, например увеличивать дисковое пространство, ширину канала и многое другое.

Наряду с российскими поставщиками услуг хостинга большое распространение получили иностранные, в том числе американские, которые предлагали сразу весь необходимый набор услуг своим клиентам через облачные платформы. В них входит облачный хостинг, защита от DDoS, сеть доставки контента CDN, DNS и многое другое. Среди популярных поставщиков таких услуг такие компании, как Amazon (США), CloudFlare (США), Akamai (США) и Hetzner (Германия). 

Проблемные места

О некоторых проблемах в работе российских клиентов с иностранными облачными платформами в конце прошлого года на заседании попечительского совета фонда «Сколково» рассказал глава российской облачной платформы «EdgeЦентр» Михаил Шурыгин. В мероприятии принимали участие заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев, председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов и глава Министерства цифрового развития Максут Шадаев.

На том заседании Шурыгин рассказал, что иностранные платформы, работая с российскими гражданами и организациями, не соблюдают требования по хранению данных, соблюдать которые предписывает закон «О персональных данных» и 21-й приказ ФСТЭК, регламентирующий безопасность персональных данных. Для реализации этих и других требований необходимо сделать существенные финансовые вложения. Таким образом, зарубежные фирмы находятся в неравных конкурентных условиях. 

Для обсуждения всех проблем, которые есть у операторов облачных платформ, Шурыгин предложил Медведеву создать при Совбезе совет по облачному рынку.

«Было логично такой совет создать при Минцифры. И если будут какие-то сложные проблемы, со своей стороны всегда соберу своих коллег. Давайте это сделаем», – заявил Медведев, обращаясь к Шадаеву.

Но такой совет собран не был. В Министерстве цифрового развития не ответили на запрос «Ведомости. Технологий и инноваций». 

Не принимайте на свой счет

После начала специальной военной операции на Украине против России были введены многочисленные санкции. В результате в марте многие американские и европейские компании стали отказывать российским компаниям в оказании услуг. Контракт разрывался за сутки, и примерно еще сутки в лучшем случае давались на перенос данных на другой хостинг. 

Например, в конце октября российские пользователи стали массово жаловаться, что им пришло письмо от немецкого хостера Contabo, который сообщил о разрыве контракта и предложил переехать на другой хостинг в течение семи дней и если это сделано не будет, то все данные будут уничтожены.

«С сожалением сообщаю вам, что настоящим мы расторгаем ваш контракт с Contabo. В нынешних обстоятельствах стоимость и усилия, необходимые для выполнения повторных проверок «знай своего клиента», достигли такого уровня, когда мы больше не можем предоставлять вам возможность и дальше пользоваться услугами. Пожалуйста, не принимайте это на свой счет, поскольку это не имеет ничего общего с вами как с личностью», – сообщили в официальном уведомлении представители компании. Они отметили, что если у пользователя есть гражданство другой страны, то нужно изменить эту информацию в личном кабинете и тогда компания пересмотрит решение о блокировке.

Одна из самых популярных в мире компаний – CloudFlare, которая предоставляет услуги облачной платформы, присоединилась к санкциям еще в марте.

Глава CloudFlare Мэттью Принц заявил 7 марта, что они «разработали надежную и всеобъемлющую программу следования санкциям», а также используют сторонние инструменты, в том числе сотрудничество с правительственными экспертами в США и за их пределами для поиска среди клиентов компании или лиц, попавших под санкции.

«Мы закрыли платный доступ к нашей сети и системам в новых регионах, попавших под комплексные санкции. Мы также прекратили деятельность всех клиентов, которые, по нашим данным, были связаны с санкциями, включая клиентов, связанных с российскими финансовыми учреждениями, российскими компаниями по воздействию на население и связанными с Россией правительствами Донецка и Луганска», – заявил он. 

В течение последующих нескольких дней крупные российские компании стали искать сервисы, на которые они смогут переехать. 

По словам Шурыгина, в начале марта к ним за помощью пришли 12 крупнейших российских компаний и сотни небольших компаний и физических лиц, которые столкнулись с разными проблемами.

С кем-то разрывали договор и им нужно было в течение нескольких дней переехать на новую облачную платформу и перевезти без потерь данные сотен тысяч своих клиентов, другие не могли оплатить услуги иностранного облачного хостинга, так как российские банковские карты перестали работать за границей, объясняет Шурыгин.

«Мы слышали, в том числе и от наших клиентов, что некоторые зарубежные провайдеры просто перестали работать с российскими компаниями без предупреждения, без возможности не только оплатить и продолжить пользоваться сервисом, но даже без возможности забрать свои данные, которые хранились у иностранного поставщика», – рассказал Шурыгин.

В итоге многим приходилось восстанавливать базу данных из бэкапа (система архивирования и резервирования данных на случай непредвиденной ситуации), если его хранили не на этом хостинге. Некоторые компании пытались уговорить хостинг-провайдеров дать возможность забрать данные, но это, по словам Шурыгина, «практически во всех случаях не увенчалось успехом» и поэтому им приходилось начинать вести бизнес заново. 

Проблемы у российских клиентов с иностранными облачными платформами и хостингом подстегнули миграцию на аналогичные российские сервисы. Например, у хостинг-провайдера «Филанко», по словам техдиректора Антона Савельева, количество клиентов выросло, но не сильно, а у «EdgeЦентра» прирост новых клиентов увеличился более чем на 300% по сравнению с 2021 г.

Тем не менее иностранными облачными платформами и сейчас продолжает пользоваться большое количество компаний и физлиц из России, которых не коснулись предыдущие санкции и которые нашли способ производить оплату в пользу иностранных фирм. По данным системы аналитики StatDom, на текущий момент более 300 000 доменов в зонах RU, SU и РФ подключены к иностранным облачным платформам.

Принятый в октябре 2022 г. восьмой пакет санкций вводит запрет на предоставление архитектурных и инженерных услуг, а также консультационных услуг в области IT и юридических консультаций для российских компаний. Согласно документу, вводится запрет на оказание консультационных услуг, связанных с «установкой компьютерного оборудования, включая услуги по оказанию помощи клиентам в установке компьютерного оборудования и компьютерных сетей и консультационные услуги по внедрению программного обеспечения, включая все услуги, связанные с консультационными услугами по разработке и внедрению программного обеспечения».

Собеседник на рынке хостинга рассказал, что практически ко всем коммерческим лицензиям на облачные платформы прилагается определенный объем обязательств по техподдержке, что можно отнести к IT-консультированию. Таким образом, с клиентами иностранных облачных сервисов могут быть разорваны договоры. С этими опасениями согласен Шурыгин, который предполагает, что иностранные облачные платформы могут начать безнаказанно избавляться от российских клиентов под предлогом «профилактики помощи по обходу санкций». Под такую формулировку можно будет заблокировать работу любой организации.

«Российские компании, которые используют сервисы (облака, хостинг и любые другие IT-услуги), принадлежащие европейским компаниям, как минимум потеряют возможность обращения в техническую поддержку, вследствие чего не смогут даже забрать данные в случае сбоя, а вполне возможно, что компании просто потеряют доступ к своим данным и услугам и даже не получат ответ, что же произошло. Судя по описанию санкций, которое несколько размыто, европейскую компанию могут наказать за любую консультацию российской фирмы», – рассказал Шурыгин.

По мнению гендиректора АНО «Цифровые платформы» Арсения Щельцина, российским компаниям лучше перестраховаться и переехать на инфраструктуру отечественных сервисов.

«У российских сервисов очевидно больше преимуществ над иностранными, а именно: они принимают оплату в рублях, в том числе с российских банковских карт, подчиняются законам России, а следовательно, любые конфликтные ситуации можно будет разрешать в российском правовом поле. Кроме того, с отечественными компаниями проще договориться и они часто идут навстречу клиентам», – отметил Щельцин.