Витать в облаках

Что станет драйвером развития сегмента облачных сервисов
Freepik

До 2030 г. инвестиции в облачные решения могут увеличиться втрое, ожидают аналитики и участники рынка. Речь об общемировом прогнозе для отрасли, но он справедлив и для России, полагают эксперты, – данный сегмент ожидает активный рост.

200% за семь лет

К 2030 г. ожидается трехкратный рост инвестиций в рынок облачных технологий, сказано в научной статье специалистов из МГУ, ТюмГУ и Кольского научного центра РАН для журнала «Умная цифровая экономика». Сейчас авторы статьи, обобщившие исследования ряда мировых маркетинговых и консалтинговых компаний, оценивают мировой среднегодовой оборот этой сферы в $490 млрд. В 2022 г. затраты бизнеса на облачные технологии выросли в среднем на 19,2% по сравнению с предыдущим годом, отмечено в статье. 

Если рассматривать отдельные типы услуг, больше всего компании наращивают вложения в сервисы IaaS (+27,1%) и PaaS (+23,4%). Лидером по прибыли остается сегмент SaaS ($167,1 млрд в год), но затраты на такие решения растут скромнее (+14,4%).

К 2025 г. общий оборот рынка облачных технологий достигнет $917 млрд, в основном за счет сервисов IaaS, PaaS, SaaS, отмечают авторы статьи. Не менее популярными станут и развивающиеся сейчас CaaS, DBaaS, RPAaaS, полагают авторы. 

За прошлый год сегмент российских облаков вырос примерно на 40%, при том что рынок IT в целом остался практически без изменений, а по некоторым данным, даже упал, рассказал директор бизнес-юнита «КРОК облачные сервисы» Сергей Зинкевич. «Так что облака являются одним из драйверов развития сегмента, и, по нашей оценке, он в этом году прибавит еще приблизительно 20–30%. Поэтому прогноз трехкратного увеличения инвестиций в течение 10 лет выглядит реальным», – отметил специалист.

Облачное разнообразие

Облачные сервисы открывают бизнесу доступ к удаленным мощным серверам, масштабным дата-центрам и базам данных. В зависимости от того, какую часть IT-задач компания делегирует поставщику услуг, выделяют несколько типов сервисов. Например, SaaS-решения (Software-as-a-Service) позволяют использовать готовое ПО, при этом инфраструктуру содержит поставщик услуг. PaaS (Platform-as-a-Service) предоставляет облачную платформу для разработки ПО и приложений, а IaaS (Infrastructure-as-a-Service) дает возможность настраивать операционную систему сервера и управлять базами данных. Также сейчас развиваются системы CaaS (Container-as-a-Service – разновидность IaaS), DBaaS (Database as a Service, облачные базы данных), RPAaaS (Robotic Process Automation as a Service – облачное ПО на основе роботизированной автоматизации и интеллектуальных систем).

При отсутствии макроэкономических и политических потрясений на горизонте 10 лет можно ожидать рост рынка даже приблизительно в 4 раза, а объема инвестиций – в 5 раз, полагает директор по продуктам Selectel Константин Ансимов.

В случае России прогноз кратного роста слишком оптимистичный, не согласен CEO «Инферит клаудмастера» Максим Мантуров. Но и такой сценарий вероятен при условии успешного развития инфраструктуры связи и информационных технологий в стране, а также при наличии стабильного спроса на облачные услуги со стороны крупных корпоративных клиентов, сказал эксперт. Другой важный фактор – наличие квалифицированных профильных специалистов, добавил он.

Драйверы роста

Авторы научной статьи перечислили причины популярности облачных технологий: экономия на затратах, расширенное управление данными и их восстановление, оптимизация процессов, масштабируемость и гибкость приложений, большая скорость вычислений, повышенная безопасность и проч. При применении облачной АТС до 30% звонков может обрабатываться роботом, привел пример Ансимов из Selectel. Плюс облачные сервисы уменьшают зависимость от локальной инфраструктуры и рутинных процессов. По данным ученых, главный потребитель этих технологий – средний бизнес, у которого имеются серьезные потребности, связанные с устойчивостью критичных IT-сервисов, таких как облачная АТС, базы данных, CRM (системы управления продажами), ERP (системы управления ресурсами предприятия). Для компаний наиболее важны гибкое управление инфраструктурой и возможность быстро развернуть новые ресурсы на стороне провайдера, уточнил генеральный директор «Айтеко.Cloud» Константин Лопаткин, сославшись на данные социологических опросов среди корпоративных клиентов. По его словам, эти пункты назвали по 12% фирм-респондентов.

«Сегодня крайне сложно найти бизнес, который не интегрировал облачные сервисы в свои рабочие процессы, такими решениями пользуется больше 90% рынка. Без таких продуктов невозможно представить себе работу маркетплейсов. К подобным решениям также относятся сервисы видеосвязи, сервисы для учета товара, передачи отчетности, электронного документооборота и многие другие», – отметил генеральный директор «СКБ Контур» Михаил Сродных.

Как отмечено в статье, большинство современных компаний уже приняли стратегии цифровой трансформации, где переход в облако – один из главных приоритетов. 

Более того, такие технологии все активнее включают в стратегии цифрового развития и на государственном уровне. Так, в России существует созданная для перевода министерств и ведомств в облачные сервисы платформа «Гособлако», которая интегрирована с отраслевыми и федеральными информационными системами. 

Но, несмотря на все преимущества, у облачных технологий есть и свои ограничения – например, риски в области информационной безопасности, заметил лидер практики технологического консультирования компании ДРТ Тимофей Хорошев. «Многие крупные компании осторожно подходят к вопросам их использования для автоматизации критичных бизнес-процессов», – указал он. Впрочем, этот фактор может быть компенсирован активно развивающейся отраслью информационной безопасности, добавил Сродных. Действительно, отношение к облакам меняется и уровень доверия к технологии все же будет расти, согласен Хорошев.

С новым спросом

Уход западных игроков (либо ограничение возможности купить зарубежные лицензии) из РФ простимулировал появление и развитие отечественных облачных решений с аналогичным функционалом, отметил Хорошев. Так, сейчас активно увеличивается предложение от вендоров из РФ в сегменте сервисов, предоставляющих офисные приложения по модели SaaS, привел он пример. Согласно оценкам, представленным в статье, такие услуги – это крупнейший сегмент рынка облачных сервисов и до 2022 г. суммарная выручка зарубежных провайдеров SaaS-сервисов в России превышала 700 млрд руб. в год. Теперь рынок начал перестраиваться, и вскоре основную его долю займут отечественные компании. Также сейчас быстро развивается рынок платформенных сервисов (PaaS), добавил Зинкевич. Пока он занимает небольшую долю, но прибавляет десятки процентов ежегодно. За 2022 г. интерес заказчиков к таким сервисам в «Облаке КРОК» увеличился на 76%, уточнил топ-менеджер.

С уходом Microsoft, Cisco, Zoom, Google и других западных корпораций на нашем рынке появились новые игроки, которые предлагают даже более гибкие и удобные решения для бизнеса, добавил Мантуров из «Инферит клаудмастера». Тем не менее некоторые компании до сих пор ищут оптимальные варианты, поскольку не все российские провайдеры соответствуют высоким требованиям, заметил Лопаткин из «Айтеко.Cloud».

При этом отчасти отлучение от западного программного обеспечения (ПО) даже стимулирует более интенсивное, чем в других странах, развитие отечественных облачных технологий, полагают участники рынка. «В прошлом году весной мы наблюдали всплеск интереса к «Облаку КРОК» в 10 раз. Отрезанным от международных офисов компаниям пришлось срочно выстраивать свою инфраструктуру с нуля, и единственным выходом для них стал переход в облако», – рассказал Зинкевич. По его словам, тогда «переехали» далеко не все – порядка 60% локализованных компаний начнут проекты по миграции в этом году. Но в целом уход зарубежных корпораций сыграл на руку российским провайдерам, поскольку заказчики перешли к ним, уверен специалист. 

«Рынок облачных продуктов будет увеличиваться, равно как и весь рынок российского ПО, который в последнее время демонстрирует серьезный рост», – уверен Сродных из «СКБ Контур». По его словам, на развитие российского ПО влияет государственная поддержка импортозамещения, а также увеличение роли информационных технологий в экономике и государственном управлении. 

Кроме того, на рынке есть спрос не только на классические решения, такие как IaaS или PaaS, но и на корпоративные мессенджеры, речевую аналитику, чат-боты с искусственным интеллектом, развернутые в облаке, добавил Лопаткин. А развитие интернета вещей (IoT), Big Data и аналитики данных привело к тому, что компании стали все больше использовать облачные технологии для хранения и обработки больших объемов информации, указал Мантуров. Также появление новых игроков на рынке облачных технологий связано с развитием виртуализации и масштабирования, которые позволяют компаниям создавать собственную продукцию на основе уже существующих инфраструктур, отметил эксперт.