Понятно без швов
В чем краеугольный камень удобства супераппов и почему тренд на них породил мини-приложенияЗалог успеха суперприложений – возможность обеспечить бесшовный пользовательский опыт, сходятся во мнении эксперты. Чтобы достичь этого, разработчики применяют все новые технологии. Сейчас в отрасли развивается тренд на мини-аппы – ультралегкие приложения, которые загружаются внутри большого, причем в разы быстрее, чем стандартные программы. Встраиваясь в систему супераппа, они исключают «швы» этапов авторизации, оплаты, ввода адреса доставки, ожидания запуска приложения и др. В перспективе можно ожидать и подключения искусственного интеллекта, который поможет пользователю ориентироваться внутри супераппа и делать персональные рекомендации. «Ведомости. Инновации и технологии» разобрались, как будут развиваться технологии бесшовности и как они отразятся на пользователях.
Секрет успеха
Супераппам удается легко интегрировать множество сервисов под одной крышей в первую очередь благодаря их бесшовной интеграции, отметил доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев. Под бесшовностью имеется в виду корректное слияние нескольких приложений в одно, единая учетная запись, возможность свободно переключаться, допустим, от переписки к заказу еды без требования заново ввести пароль, сложностей с поиском нужной кнопки или зависания приложения.
«В России можно вспомнить внедрение такого сервиса, как «Госуслуги», который показал удобство «единого окна», и в этом наша страна опередила многие западные государства в плане удобства для граждан», – заметил доцент департамента анализа данных и машинного обучения факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при правительстве РФ Никита Андриянов.
«Чтобы грамотно объединить несколько разных сервисов в одно большое приложение и не потерять их первоначальную функциональность, важна бесшовность при использовании и переключении из одного раздела в другой», – согласны в «Яндексе».
Бесшовный подход выгоден для пользователя удобством, согласен исследователь лаборатории искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г. В. Плеханова Анатолий Гурин. Компания же благодаря таким решениям аккумулирует аудиторию из всех своих сервисов на одной платформе, повышая тем самым прибыль, добавил он. Это может проиллюстрировать пример МТС с использованием бесшовной авторизации в онлайн-кинотеатре Kion, принадлежащем компании. Когда пользователям перестали предлагать ввести номер мобильного и код из sms или же сканировать QR-код, а дали возможность лишь подтвердить аккаунт из приложения «Мой МТС», число авторизаций выросло на 5% среди пользователей iPhone и на 3,81% – смартфонов на Android. Как утверждают в компании, при бесшовной авторизации сервисом стало пользоваться на 7,6–12,3% больше людей.
С внедрением большего числа бесшовных процессов можно ожидать мультипликативного эффекта показателей бизнеса. Так, исследование американской консалтинговой компании Forrester Research еще в 2016 г. показало, что хорошо продуманный пользовательский интерфейс и удобный пользовательский опыт могут повысить коэффициент конверсии до 400%.
Преимущество за маленькими
Чтобы превратить несколько сервисов в одно суперприложение, есть два способа интеграции, уточнили в пресс-службе «Яндекса». Первый – добавить код сервиса в кодовую базу супераппа, второй – использовать облегченную веб-версию сервиса. «В Go в зависимости от задач мы используем оба подхода», – отметили в пресс-службе «Яндекса».
Помимо собственно программирования разработчики супераппов используют такие технологии, как API, SDK и механизмы единой авторизации для интеграции различных функций, перечислил Андриянов. Так, API (application programming interface) – это посредник между приложением и сервером, который используют для взаимодействия программ друг с другом. Также через API к супераппу могут подключаться внешние сервисы-партнеры (чтобы, например, предлагать таргетированные товары и услуги) или внутренние мини-приложения, о которых мы расскажем подробнее ниже. SDK – это пакет средств создания программ, набор инструментов для разработчиков, ориентированных на платформу. Существуют SDK для определенных операционных систем, платформ и т. д., но в данным случае речь о SDK для супераппа.
За удобным для пользователя бесшовным фасадом супераппов скрывается и надежная инфраструктура, питающая мощные цифровые центры, отметил Тимофеев. По его словам, речь в том числе об облачных технологиях, позволяющих компаниям экономить серверные мощности. Также существует SuperApp-as-a-Service на базе платформы Tencent Cloud Mini Program Platform (Tencent Holdings – компания-разработчик WeChat), которая превращает веб- и мобильные приложения в мини-программу для интеграции в суперапп, рассказал эксперт.
Мини-приложения, или мини-аппы, сейчас как раз основной тренд в разработке супераппов, сходятся во мнении опрошенные эксперты. По сути, мини-аппы – это небольшие сайты, которые открываются внутри других приложений, уточнил начальник отдела мобильных приложений НИУ ВШЭ Игорь Юнаш. По его словам, если у продукта есть веб-версия, то ее достаточно немного адаптировать технически, изменить дизайн, чтобы он был более консистентен с гайдлайнами супераппа, и все – доступ к новой аудитории открыт. Такие доработки могут потребовать разного бюджета в зависимости от размера сервиса, но это точно дешевле, чем разработка продукта с нуля, добавил эксперт. Плюс суперприложения дают инструменты, с помощью которых бизнесу проще узнать информацию о своих пользователях (они уже зарегистрированы, есть история покупок и интересов) и сделать опыт использования приложения более бесшовным, добавил Юнаш.
Еще один плюс в том, что мини-аппы убирают «шов» долгой загрузки приложений или сервисов, когда пользователю приходится ждать. В студии разработки цифровых экосистем Heads & Hands сравнили мини-приложение с обычным на примере китайского агрегатора такси Didi, доступного в обоих вариантах. Мини-апп из WeChat загрузился за 4 секунды, а стандартный сервис из PlayMarket – за 34. При этом первому потребовалось менее 10 МБ памяти, а второму – 212 МБ. Кроме того, в мини-приложениях не нужно регистрироваться (используется учетная запись супераппа) и можно использовать платежную систему основного сервиса.
Мини-аппы уже успешно используют и в России. Так, социальная сеть «В контакте» предоставляет свою платформу сторонним разработчикам мини-приложений и сервисов с последующей монетизацией, привел пример Гурин. У площадки есть и собственные мини-аппы, в их числе «Здоровье», «Тренировки», «Знакомства» и др., добавил он. Средняя месячная активная аудитория платформы VK Mini Apps в январе – марте 2023 г. увеличилась на 4% год к году до 43,3 млн человек, а рекламная монетизация мини-приложений выросла почти в 2,5 раза, рассказывала на Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор соцсети Марина Краснова.
Перспективное будущее
Чтобы улучшить пользовательский опыт, сейчас разработчики части супераппов также внедряют технологии машинного обучения и искусственного интеллекта (ИИ), например, для формирования рекомендаций пользователям, указал Андриянов. «Анализируя поведение, предпочтения и контекстную информацию пользователей, эти приложения будут заранее предугадывать их потребности. От предложения близлежащих ресторанов на основе диетических предпочтений до индивидуальных программ фитнеса», – добавил Тимофеев. То есть это сделает опыт пользователя еще более бесшовным: открыв вкладку, допустим, заказа продуктов, он сможет сразу откликнуться на предложение купить любимый бисквит, а не идти во вкладку «Сладости», затем в раздел «Печенье», а после листать до нужной позиции.
Потенциально ИИ может стать и помощником пользователя внутри супераппа. Подходящую для такой опции технологию недавно презентовал Google. У корпорации есть чат-бот Bard, по функционалу напоминающий ChatGPT от OpenAI. После выпущенного в сентябре 2023 г. обновления интеллектуальный помощник может помогать найти информацию внутри персональных сервисов Google: Gmail, Docs, Drive, Google Maps, YouTube и Google Flights. Это позволит пользователю в одном окне реализовать, например, такой сценарий: найти приглашение на конференцию в почте, купить билет в Google Flights и сохранить несколько лекций в офлайне на YouTube, чтобы во время полета в самолете подготовиться к мероприятию.
Конечно, бесшовность и удобство интерфейсов супераппов значительно улучшают пользовательский опыт, а в дальнейшем могут стать еще совершеннее, но о полном захвате рынка такими приложениями вряд ли можно говорить, полагает Андриянов. Несмотря на все возможности и опции, часть людей все же не перейдут в новое всеобъемлющее приложение, пусть и максимально бесшовное, а предпочтут использовать отдельные специализированные сервисы из-за привычки или личных предпочтений. Они могут быть связаны в том числе с опасениями в области информационной безопасности, считает Гурин. «В случае потери смартфона или кражи учетной записи человек остается без доступа к платформе, на которой может находиться ценная для него информация», – пояснил он.
Тем не менее доля россиян, перешедших к использованию супераппов за счет их удобства, может быть довольно значительной. Ранее аналитики Morgan Stanley оценивали, что к 2025 г. рынок отечественных суперприложений может вырасти до $134 млрд, ежегодно увеличиваясь на 21%. Как объясняют эксперты, с увеличением количества пользователей супераппы получают больше данных, а большее количество информации позволяет оптимизировать опыт клиентов, сделав его более бесшовным, и привлекать новых партнеров. Это приводит к новому росту числа пользователей – и далее по кругу. «У нашего рынка есть еще огромный потенциал для проникновения супераппов», – подытожил Тимофеев.