Юрий Востриков: «С ростом популярности решений на низком коде проигравших не будет»

Генеральный директор компании «Ланит Омни» (входит в группу «Ланит») Юрий Востриков о том, почему все больше компаний выбирают решения на низком коде
Пресс-служба «Ланит Омни»
Пресс-служба «Ланит Омни»

Быстрая, дешевая разработка плюс решение проблемы дефицита IT-кадров – главные причины, побуждающие бизнес отказываться от традиционных решений в пользу основанных на технологиях low-code. Они позволяют собирать сайты, приложения и другое ПО без программирования, только с помощью специализированных платформ. О плюсах и минусах этого подхода и о том, где научиться лоукодингу, «Ведомостям. Инновациям и технологиям» рассказал Юрий Востриков, генеральный директор компании «Ланит Омни», вендора low-code платформы BPMSoft.

- Одни называют лоукодинг деградацией программирования, так как с помощью платформ создавать ПО может даже человек, не имеющий ИТ-образования. Другие считают, что лоукодинг ‒ это эволюция, так как позволяет создавать нужные решения быстрее и дешевле. Кто прав?

- Правы все. С одной стороны, при использовании бизнесом low-code платформ снижается потребность в разработчиках. В то же время лоукодинг одновременно является и эволюцией. Сначала активно применялась так называемая водопадная (или каскадная) схема разработки, в рамках которой каждый новый процесс мог начаться лишь по окончании предыдущего. Затем появился Agile, тут после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и решать, удовлетворяет он его или нет. Low-code – очередная ступень, расширяющая и ускоряющая возможности Agile-подхода.

Поясню это на примере «было‒стало». В традиционной водопадной схеме бизнес-аналитики сначала пару месяцев записывают пожелания клиента, далее формируют техническое задание, потом оно уходит в разработку на долгие месяцы. В итоге заказчик видит решение лишь через год, когда все уже изменилось: бизнес-процессы совсем другие, руководитель проекта уволился, а новому нужна совсем иная система. Более того, оказалось, что на первоначальном этапе все друг друга поняли неверно и потому получилось «не то». Половина проектов оказывались неуспешными именно потому, что  процесс разработки был настолько длительным, что реальность успела измениться.

Если же решение создается с помощью low-code, то даже сложную и масштабную задачу можно решить за одну-две недели совместно с рабочей группой клиента: быстро создать прототип (MVP), понять ‒ это именно то, что заказчик ожидает, и запустить в эксплуатацию. А еще через месяц трансформировать, если потребуется. То есть сроки снижаются в десятки раз.

Кроме того, процесс удешевляется как минимум за счет экономии зарплат разработчиков. К тому же low-code позволяет решить вечную проблему с IT-кадрами, так как обучиться использовать платформу можно достаточно быстро.

- Исследование Gartner обещает, что к 2024 г. 66% всего корпоративного софта будет разрабатываться с использованием low-code, исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ показало, что сейчас 25% российских компаний используют решения с низким кодом. Каковы ваши оценки и прогнозы?

- До недавнего времени в нашей стране 80% платформ low-code были иностранные. Однако полтора года назад эти игроки ушли с рынка. За столь короткий срок заместить все ушедшие системы просто невозможно. Поэтому, по моим оценкам, к 2025 году максимум 50% отечественных компаний перейдут на решения с низким кодом.

- Интерес бизнеса к решениям с низким кодом вырос после 2022 г., когда уехало очень много разработчиков и писать код стало некому?

- Это произошло раньше ‒ в 2020 г., с началом ковида. Пандемия коронавируса подстегнула бизнес автоматизировать все что можно, чтобы, сидя дома, человек мог закрыть свои потребности: заказать товар, оплатить счет и т. д. Необходимо было все сделать быстро: протестировать гипотезы, выдать решение. Немаловажно и то, что разработка должна была быть дешевой, так как во времена кризисов компании всегда режут расходы в первую очередь  на маркетинг и IT. И low-code стал палочкой-выручалочкой. А потом клиенты привыкли, что все происходит онлайн и развитие цифровых сервисов быстро и дешево стало необходимостью. Так что за это можно сказать ковиду «спасибо».

- Есть мнение, что сегодня вендоры low-code платформ в России не конкурируют между собой, а просто забирают долю рынка у традиционной разработки. То есть ваш рынок – единственный в мире рынок без конкуренции?

- Рынка без конкуренции не бывает, его ждет стагнация, и у нас конкуренция существует. Но есть нюанс: конкурировать порой приходится с игроками, которые находятся с тобой в разных весовых категориях. Так, клиенты порой не видят отличий между функционалом платформ, а смотрят лишь на цену, которая отличается в десятки и даже в сотни раз. Условно говоря, как CRM может быть рассчитана и на 10, и на 100 000 пользователей, так и представленные на рынке платформы сильно различаются. Крупные игроки это понимают, они уже провели анализ, узнали, что может та или иная платформа. Например, есть решения для крупного бизнеса, есть системы, которые ориентированы на отдельные направления – HR, закупки, есть те, для кого low-code просто слова, за которыми стоит недалекий маркетолог. Конкуренция предложений на рынке, рассчитанном на крупных игроков, невелика. Заказчик уже понимает, какое решение и для каких задач ему нужно, знает плюсы и минусы и фактически выбирает между одной-двумя платформами. Небольшие же компании и индивидуальные предприниматели пока не видят разницы, ориентируются зачастую исключительно на цену, и потому в сегменте клиентов МСБ конкуренция огромная.

- Есть ли дефицит кадров для разработки платформ low-code?

- Есть, и это большая проблема. Все наши ведущие разработчики начинали студентами, проходили программы стажировок и развивались в структурах группы «Ланит». Найти готового архитектора или очень сложно, или он настолько дорогой, что проще нанять 20 стажеров, из которых через год минимум пять станут специалистами.

- А если крупная организация, например банк, захочет внедрять low-code, то и у нее возникнут проблемы с кадрами? Платформы различны, и знающий одну платформу лоукодер может не уметь работать с другой. Как здесь решать проблему?

- Если говорить о тех, кто настраивает приложения на основе low-code, то тут ситуация несколько лучше. Если человек – эксперт в своей области (например, HR-менеджер или специалист по закупкам), его за месяц можно научить работе с платформой. На самом деле их на рынке не так много. Поэтому, зная, как работать с одной, можно быстро освоить другую и третью. В первый раз для этого потребуется месяц, во второй – две недели, а в третий – можно разобраться за неделю. Крупные системы похожи друг на друга, так как при разработке отечественных решений все вендоры шли по одному пути и, по сути, все смотрели на популярные иностранные системы.

- А если большой клиент скажет: «Хочу low-code, научите моих сотрудников».  Вы поможете?

- Не могу говорить обо всем рынке, но мы поможем. У нас есть собственная «Школа low-code BPMSoft», где специалисты (аналитики или разработчики) регистрируются и получают доступ к базе знаний, курсам, тренингам. Они могут учиться в удобном режиме, проходить тестирования, причем проверять не только теоретические знания, но и практические навыки. А затем после экзамена уже получить сертификат. Для нас важно, чтобы люди умели работать с нашей системой и чтобы в момент, когда на работе потребуется принимать решение для автоматизации бизнеса, они про нас вспомнили.

- Я общалась с вузами по поводу low-code и увидела, что с их стороны интерес к обучению лоукодингу есть. При этом соответствующие образовательные программы предлагают единицы. И инициированы они вендорами платформ. С чем это связано и готовы ли вы к сотрудничеству с вузами по данному направлению?

- Если говорить про идеальный вариант внедрения лоукодинга в образовательный процесс, хорошо было бы иметь госпрограмму, по которой вузы могли бы пользоваться платформами бесплатно. Мы идем по этому пути. Так, есть несколько университетов, с которыми мы уже сейчас тестируем запуск таких программ. Рассчитываем, что в следующем году выйдем на промышленный масштаб и сделаем бесплатное пакетное предложение для всех вузов страны, чтобы кафедры могли готовить понимающих low-code людей. Не разработчиков, а именно менеджмент, маркетинг, HR. Чтобы после института они становились теми самыми лоукодерами, знающими отрасль и способными работать с платформой.

- Есть ли процессы, которые автоматизировать с помощью low-code невозможно? И если да, то какие решения должны оставаться с традиционным кодом?

- Да, есть. Вообще, на сегодня low-code лучше подходит для процессно-ориентированных систем (BPM). Хуже обстоят дела с транзакционными системами, предусматривающими большие потоки структурированных данных по строго определенной логике – например, ERP (ERP – система планирования ресурсов предприятия, координирует поток данных между корпоративными бизнес-процессами, оптимизирует их ‒ Примеч. ред.), BI (бизнес-аналитика ‒ Примеч. ред.), АБС (автоматизированная банковская система – Примеч. ред.) и т. п. Здесь и риск ошибок существенно выше, чтобы передавать его на уровень только лишь функциональных специалистов, поэтому и те самые правила, и ТЗ должны быть описаны полностью. И частота кардинальных изменений, скажем, учетной политики компании тоже не так высока. В будущем, я думаю, мы придем к тому, что на low-code можно будет перевести и ERP, но на это потребуется лет десять.

- Можете привести примеры, когда low-code, наоборот, является оптимальным решением?

- Реальный пример – First (группа Ward Howell), крупная рекрутинговая компания. Ей было необходимо, с одной стороны, автоматизировать процесс отслеживания судьбы каждого соискателя (собеседования, развитие в компании и т. д.). С другой – есть проекты по подбору персонала с конкретными задачами от заказчиков, и по каждому требуется считать маржинальность. Но, главное, было важно не пускать никого «внутрь», к конфиденциальной персональной информации. И они выбрали нас, потому что наша система помогла все это настроить. Теперь, когда у агентства меняются какие-то процессы, они сами их адаптируют.

Еще один пример – закупки. В крупных компаниях все меняется очень быстро: появляются или закрываются филиалы, происходят слияния и поглощения, порой такие события случаются ежемесячно. И если использовать программу для закупок на традиционном коде, то каждый раз потребуется привлекать разработчиков и все менять. А если в решении использовался low-code, то те же закупщики могут сами быстро все перенастроить.

- Вопрос про информационную безопасность: перешедшие на решения с низким кодом компании используют конструктор из кода, не зная, по сути, что внутри. Лидеры рынка кибербезопасности в своих исследованиях постоянно подчеркивают важность безопасности кода. Нет ли киберрисков при использовании платформ low-code?

- Мы регулярно проводим аудит нашей платформы, проходим сертификации ФСТЭК, уже получили сертификаты ТЗКИ (по технической защите конфиденциальной информации) и СЗИ (по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации). А самое важное, крупнейшие игроки ИБ-рынка пользуются BPMSoft, как и половина работающих с нами ИТ-интеграторов. Думаю, эти факты говорят сами за себя.

Но вы правы, крайне важно, что под капотом с точки зрения киберрисков. Особенно важна безопасность платформы для тех компаний, у которых решения на low-code используются не во внутреннем контуре, а торчат наружу. Для того же ритейла, например.

Кстати, в последнее время, когда компании выбирают между платформами, самый сильный голос именно у специалистов по информационной безопасности. Они проверяют все досконально.

- Сможете ли вы после прохождения сертификации во ФСТЭК работать и с объектами критической инфраструктуры?

- Да, мы хотим получить максимальный уровень сертификации и предлагать платформу, в том числе и игрокам, относящимся к субъектам критической инфраструктуры.

- Некоторые вендоры предлагают не только платформу, но и готовые «коробочные» решения. Если компания покупает готовую CRM-систему, то какая разница, какой код там внутри? И зачем нужны такие решения вендорам платформ: для расширения продуктовой линейки или есть иные причины?

- Готовые CRM-системы действительно есть, их много, отличие традиционных от решений на низком коде – в удобстве использования. Например, работающий с системой маркетолог захочет, чтобы в определенных случаях данные подсвечивались синим цветом, ему так удобно. В готовой системе это нельзя сделать без кода (а порой изменить это в принципе невозможно без архитектора системы), а в CRM-системе на низком коде маркетолог все легко настроит сам.

У нас часто бывает так, что клиент приходит и просит автоматизировать небольшую задачу, а потом начинает шире использовать низкий код. Например, нужна система визирования командировок, под которые покупать отдельный продукт или заказывать разработку просто нецелесообразно. Если у компании уже есть какие-то решения на low-code, то можно просто предложить главе АХО самостоятельно или с привлечением бизнес-аналитика настроить систему так, как удобно ей, и всего за два дня. Распробовав такие возможности, компания уже хочет решение по закупкам, для HR и т. д.

Думаю, мы в дальнейшем придем к тому, что бизнес будет выбирать одну-две платформы и на их базе автоматизировать свою деятельность. Потому что это очень удобно.

- Глобальный вопрос о перспективах рынка: куда идем и что нас ждет в будущем? Появятся ли на рынке low-code новые яркие имена, или сегодняшние лидеры поделят рынок?

- Новые игроки на рынке появляться будут, и они уже появляются. Например, несколько крупных финансовых гигантов создают свои платформы. Они в начале пути, но через пару лет это может быть рабочее рыночное решение, которое они смогут продвигать за счет своего ресурса. Кроме того, небольшие компании вполне могут превратиться в большие, сейчас освободилась огромная ниша и есть куда расти. Отечественные разработчики, которые сейчас заместили ушедших иностранцев, займут верхний уровень за счет своей цены и масштабности. Места хватит всем.

- Если лоукодинг будет активно развиваться, то что станет с многочисленными ИТ-специалистами, в том числе с выпускниками вузов, изучавшими традиционное программирование?

- Мы помним период, когда в стране были одни юристы и менеджеры. Так и здесь: рынок все расставит по своим местам, 60–70% станут разработчиками платформ, а остальные – бизнес-аналитиками, спрос на которых будет только расти. Так что с ростом популярности решений на низком коде проигравших не будет.