Близнюк: «идентификацию клиентов нужно дополнить поведенческим анализом»

Пресс-служба Тбанк
/Пресс-служба Тбанк

Идентификацию клиентов необходимо дополнить поведенческим анализом, рассказал президент компании «Т-Технологии» Станислав Близнюк в ходе сессии «Старт в новом цифровом ландшафте: будущее идентификации» на «Финнополис-2025». Участники дискуссии обсуждали, как защитить клиентов банков от мошенников. 

В Т-Банке 10-12 лет назад случился бум кредитования, а вслед за ним – значительно выросло количество невозвратных кредитов. Тогда основным идентификатором клиентов банка, работающего по модели «удаленно и без отделений», был паспорт. Когда финансовая организация стала анализировать ситуацию, то выяснилось, что один и тот же человек представлялся разными фамилиями, переклеивая фотографии паспортах, рассказал Близнюк.

Для решения проблемы банк совместно с выпускниками МФТИ разработал решения для верификации и идентификации клиентов по фото, голосу и затем – по видео. Сейчас к этому инструментарию добавилась биометрия. 

Несмотря на эти меры, риск мошенничества остается, рассказал Близнюк. Он считает, что в ЕБС стоит добавить биометрические данные мошенников. Нынешнее законодательство запрещает это делать – люди передают свои данные добровольно. Кроме того, они могут удалить их или запретить обработку. 

Близнюк также предлагает банкам – в дополнение к использованию биометрических данных – перейти к анализу поведения клиентов в режиме реального времени. Такой подход с большей точностью поможет выяснить, является ли операция добровольной или совершаемой под воздействием мошенников, объясняет топ-менеджер. 

Это позволило бы накапливать поведенческие паттерны, а затем – использовать их в работе. Для этого нужно разрешить интеграцию с коммерческими биометрическими системами, объясняет Близнюк. 

Поведение клиента необходимо анализировать, исходя из этого предоставлять или закрывать возможности обслуживания в банке, согласилась заместитель председателя Банка России и модератор сессии Ольга Полякова. Поведенческая идентификация, в том числе – отношение к деньгам и тратам, включая открытие вкладов, склонность к рискованным инвестициям, частые траты с кредитных карт – должны влиять на лимиты и одобрение кредитных продуктов, добавил Близнюк.