Автоматизируй и то, и это

ИИ, цифровые двойники и роботизация создают новый рынок объемом более триллиона долларов
Freepik
Freepik

Термин «расширенная автоматизация» (hyperautomation) в 2019 г. предложила компания Gartner, а в 2020 г. включила этот тренд в список 10 самых многообещающих технологических тенденций. Если обычная автоматизация упрощает отдельные аспекты работы компании, например отношения с клиентами, бухучет или управление складом, то расширенная затрагивает многие бизнес-процессы. По оценке Gartner, к 2026 г. объем мирового рынка программных средств для расширенной автоматизации (РА) достигнет $1,04 трлн с совокупным среднегодовым темпом роста 11,9%. В России, как показал опрос Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, 37% компаний уже внедрили решения в области РА, в 43% планируют это сделать.

Что такое расширенная автоматизация

Согласно определению Gartner, расширенная автоматизация объединяет целый набор инструментов, включая роботизированную автоматизацию процессов, интеллектуальное программное обеспечение для управления бизнесом и технологии принятия решений на основе искусственного интеллекта. Расширенная автоматизация часто приводит к созданию цифрового двойника организации, позволяя бизнесу визуализировать функции, процессы и ключевые показатели эффективности.

Самый очевидный пример расширенной автоматизации – использование агрегаторами такси или авиакомпаниями сложных систем на базе нейросетей, больших данных и предиктивной аналитики для определения стоимости услуги, что в итоге обеспечивает максимальную прибыльность и сохранение темпов роста бизнеса. В частности, у сервисов такси стоимость поездки зависит от времени суток, трафика, погоды, активности конкурентов, истории поведения конкретного клиента. В данном случае информационная система практически в автономном режиме принимает решение, от которого зависит большинство бизнес-процессов компании, включая маркетинг, финансы и отношения с клиентами.

Еще один пример приводит консалтинговая компания ActivantСapital. Авиакомпания, пытаясь выяснить причины постоянных задержек рейсов, проанализировала сотни различных факторов, от несовершенства процесса заправки и дозаправки самолетов до специализированного программного обеспечения. Чтобы докопаться до источника проблем, понадобилось достаточно сложное облачное решение на базе продукта Celonis, который взаимодействует с другими информационными системами предприятия, в результате создавая виртуальную копию всех бизнес-процессов компании, работающую в режиме реального времени. Затем в эту модель включаются нейросети, обученные находить незаметные на первый взгляд аномалии и последовательности. В результате выяснилось, что причиной задержек рейсов была неудачная конструкция кофе-машин в самолетах. Чаще всего авиалайнеры задерживались на дополнительный ремонт из-за этого некритичного для жизнеспособности воздушного судна оборудования. Компания, управляющая более 300 бортов и обслуживающая свыше 100 млн человек в год, нашла причину проблемы только благодаря использованию решения в области process mining (аудит бизнес-процессов).

Единое целое

Расширенная автоматизация включает большое число неоднородных «кирпичей», которые вместе создают единое решение, например RPA (автоматизация бизнес-процессов), аудит бизнес-процессов, цифровые двойники, компьютерное зрение, low code / no code (разработка с минимальным использованием кода или без него) и др.

RPA-решения (Robotic process automation) используют ботов, выполняющих какие-либо действия с данными или процессами на основании правил и бинарной логики. Так, RPA может просмотреть всю базу клиентов компании, извлечь из нее данные о людях старше 65 лет и перенести в другую базу. В 2019 г. Gartner назвала RPA наиболее быстрорастущим сегментом делового ПО. А в 2022 г. Grand View Research оценила объем этого рынка в $2,3 млрд и спрогнозировала совокупный среднегодовой рост в 39,9% до конца года.

Аудит бизнес-процессов позволяет получить новые знания на основе данных из информационных систем компании. Решения этого класса анализируют журнал событий, восстанавливают реальную картину процессов и предлагают варианты решения проблем. По оценке Gartner, рынок таких решений превысил $1 млрд в 2022 г., к 2025 г. он увеличится до $2,5 млрд со среднегодовым темпом роста в 33%.

Цифровые двойники ‒ технология, тесно связанная с интернетом вещей, позволяющим устанавливать датчики, подсоединенные к сети данных, на различные объекты, от счетчика горячей воды до узлов магистрального трубопровода и элементов реактора АЭС. Полученные в результате данные дают возможность создавать цифровую копию любого объекта: здания, конвейера, корабля и пр.

Компьютерное зрение используется в промышленности и других сферах бизнеса достаточно давно. К примеру, хорошо обученная нейросеть способна распознавать дефекты металлического проката лучше живого человека. Системы распознавания лиц в сервисных организациях могут считывать эмоции продавцов и покупателей и определять качество обслуживания.

Сервисы на основе low code / no code позволяют создать сайт, интернет-магазин, базу данных или реализовать отдельную функцию при помощи готовых шаблонов. По прогнозам IDC, к 2026 г. такие сервисы будут использовать свыше 40% компаний, предполагаемая экономия временных и операционных затрат на запуск цифровых продуктов превышает 30%.

Что в России

В России термин «расширенная автоматизация», или «гиперавтоматизация», пока только набирает популярность. В апреле 2023 г. в Москве прошел форум «Гиперавтоматизация-2023», организованный издательством «Открытые системы». Елена Фатыхова, руководитель направления поддержки и сопровождения платформы прогнозирования X5, рассказала, что в компании был запущен продукт «Управление товарной представленностью», который с помощью моделей машинного обучения позволяет определить нетипичное отсутствие продаж товара в конкретном магазине и уведомить об этом персонал. Это позволило повысить доступность товаров на полках и объемы сбыта. Для детектирования нежелательных событий в магазинах, таких как отсутствие товара на полке, нарушение выкладки или отсутствие ценника, используется анализ чеков. В результате время обнаружения проблемы сегодня не превышает часа, говорит эксперт.

Одно из первых решений RPA внедрил в 2018 г. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). Программный робот разработан для организации эффективного взаимодействия с поставщиками металлолома. Он обрабатывает входящую электронную почту от поставщиков и выполняет поиск по базам РЖД для проверки статуса отправки грузовых вагонов в адрес ММК, информирует специалистов коммерческой дирекции о результатах проверки, формирует отчеты для профильных служб.

Пока говорить об объемах рынка расширенной автоматизации в России рано, тем более что в 2022 г. значительная часть вендоров решений покинули российский рынок и компании в срочном порядке стали переходить на отечественные продукты. Например, российский вендор «Консом групп» предлагает систему промышленной автоматизации, позволяющую подключать различные модули, в том числе для полной автоматизации производственных мощностей с использованием систем компьютерного зрения. Отечественная платформа Sherpa RPA специализируется на роботизации процессов, ее решениями уже пользуются «Норникель», авиакомпания S7 и ритейлер «Спортмастер». Другой российский вендор RPA-решений «Первый бит» реализовал проекты в «Алросе» и «Базэле». (Или в компаниях «Алроса» и «Базэл».)

Многие крупные компании, которым пришлось отказаться от решений иностранных вендоров, взяли разработку в свои руки. Производитель золота «Полюс» создал, как это называют в компании, систему расширенного управления. Она контролирует измельчение руды, оперирует 18 различными переменными и дает рекомендации персоналу. 98–99% времени всеми процессами руководит система. Операторы вмешиваются только в оставшиеся 1–2%. Сейчас решение функционирует на Вернинском золоторудном месторождении.