«Авито» впервые вошел в топ-10 крупнейших онлайн-игроков

Социальная коммерция начинает догонять по оборотам маркетплейсы
Максим Стулов / Ведомости

Классифайд «Авито» впервые вошел в топ-10 крупнейших онлайн-игроков в 2023 г., следует из рейтинга Infoline. Его товарный оборот аналитики компании оценили в 1,9 трлн руб. (оценка примерная, так как на платформе не отслеживается число совершенных сделок и их суммы. – «Ведомости. Технологии и Инновации»). 

Лидерами онлайн-торговли остались Wildberries и Ozon. По оценке аналитиков, оборот Wildberries по России (без учета услуг) в 2023 г. вырос на 80% до 2,5 трлн руб., а Ozon по России (без учета услуг) – на 108% до 1,64 трлн руб. 

Третье и четвертое места в 2023 г. заняли ритейл-активы, связанные с экосистемой «Сбера» («Мегамаркет», «СберМаркет», «Самокат», «Сбер Еаптека»), с показателем в 605,8 млрд руб. и ритейл-активы блока E-commerce «Яндекса» («Яндекс.Маркет», «Яндекс.Лавка», доставка из торговых сетей «Яндекс.Еды» и «Маркет.Деливери») – с 503,4 млрд руб. На пятом месте – сеть электроники DNS с оборотом 229,3 млрд руб. 

По мере того, как поведение покупателей становится все более омниканальным, на рынке онлайн-торговли наблюдается несколько трендов, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Первый из них, по его словам, связан с прагматичным покупательским поведением и ведет к активному развитию продаж и покупок товаров через social commerce – социальные сети и классифайды (сервисы объявлений), причем как бывших в употреблении товаров, так и новых. «Авито» – крупнейшая в мире классифайд-платформа, и мы видим к ней большой интерес со стороны бизнеса для продаж новых товаров», – говорит Бурмистров.

«Этот опыт сильно отличается от совершения покупки на маркетплейсе, где нет возможности моментального взаимодействия и обратной связи с владельцем товара. Можно сказать, что мы сохранили свою основу со времен “доски объявлений”, но вокруг этого была выстроена продвинутая инфраструктура – мы уже давно не просто сайт объявлений. В такой схеме само объявление – это лишь один из элементов интерактивного взаимодействия: можно изучать профили пользователей с рейтингами, отзывами, историей предыдущих сделок», – отметил Алексей Гевлич, директор по стратегии и развитию «Авито Товаров», выступая недавно на конференции «Ведомости Ритейл 2024». 

Второй тренд – крупнейшие маркетплейсы и агрегаторы выходят в новые сегменты, начинают развивать продажи услуг, например туристических, или финансовых, или услуги ремонта и ресейла (перепродажи) – для покупателей и продавцов, то есть на рынке происходит масштабная трансформация, считает он. Например, в апреле «Авито» запустил отдельный раздел Avito Mall для продажи новых товаров, но с той же social commerce составляющей, а ранее некоторые платформы, например «Яндекс.Маркет», начали заниматься перепродажей брендовых товаров.

Наконец, третий тренд: крупнейшие маркетплейсы развивают продвижение через блогеров, формируют видеоконтент – и в этом сближаются с социальными сетями, говорит Бурмистров. Рекламная выручка Ozon в 2023 г. приблизилась к рекламной выручке VK, и масштабы маркетплейсов как источников трафика растут, и это тоже транслируется в интерес к этому направлению.

Сокращается и разница по числу продавцов. По данным Data Insight, к концу 2023 г. только на двух крупнейших маркетплейсах работали 550 000 селлеров, из них почти треть – на двух и более площадках. «Яндекс.Маркет» оценивал число активных продавцов в примерно 100 000. На «Авито» по состоянию на начало 2024 г. – около 200 млн активных объявлений и более 30 млн действующих продавцов, частных и профессиональных. 

По оценкам аналитиков, большинство селлеров работают на нескольких платформах одновременно. Этому, в частности, способствует развитие пунктов выдачи заказов (ПВЗ), особенно мультибрендовых. У Ozon насчитывается около 45 000 ПВЗ, у Wildberries – более 36 000, у «Яндекс.Маркета» – 13 000 на конец 2023 г. А, например, у «Авито» – 54 000 ПВЗ в рамках сотрудничества с крупнейшими логистическими операторами («Почта России», СДЭК, BoxBerry, DPD, 5post, «Яндекс.Доставка», Exmail и др.). Площадка начала также развитие брендированных ПВЗ – Avito Branded Delivery. 

Также крупнейшие онлайн-игроки активно развивают финтех, чтобы эффективнее бороться за покупателя. В условиях роста процентных ставок и ужесточения макропруденциальных требований ЦБ из 50 млн клиентов банков и МФО более 7 млн не могут привлечь новые или рефинансировать действующие кредиты, поэтому финансовые сервисы становятся одним из ключевых факторов при принятии решения о покупке, говорит Бурмистров. Собственную систему потребительского кредитования и рассрочки уже достаточно давно используют ведущие игроки рынка – это весьма востребованная услуга среди покупателей, согласен директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг» Кирилл Малышев. Например, у «Яндекса», согласно опросам, более половины покупок в некоторых товарных категориях совершаются в рассрочку. В январе возможность заказать товары в кредит при покупке у частных продавцов запустили «Авито» и «Хоум банк», это первый такой продукт, сообщала компания. 

Следующий шаг на пути создания экосистемы – глубокая интеграция площадки с профессиональными продавцами (как нового, так и б/у), включая интеграцию с учетными системами, маркетинговыми системами, складами и логистикой, полагает директор по исследованиям Data Insight Елизавета Хоботина. Одновременно с созданием возможностей для интеграции экосистема будет расти через появление большого числа партнеров – сервисов, помогающих селлерам работать с «Авито», как это уже происходит с крупнейшими маркетплейсами. Таким образом, конкуренция между крупнейшими игроками онлайн-торговли только продолжит усиливаться. 

По итогам 2023 г. объем рынка интернет-ритейла в России увеличился на 36% и превысил отметку в 7,9 трлн руб., а общее число заказов выросло на 76% до 4,5 млрд, по оценке Data Insight.