Компании строят отношения на расстоянии
Как IT-решения помогают повысить эффективность работы с удаленными сотрудниками и самозанятымиРынок труда находится в процессе глобальной трансформации под воздействием сразу нескольких трендов. Один из них – распределенные команды, которые реализуют проекты, требующие усилий сотрудников в разных частях мира.
Другой развивающийся тренд – уберизация, когда корпорации возлагают часть задач на свободных экономических агентов, или самозанятых. По сути, это индивидуальные предприниматели, продающие свои услуги корпорации, не состоя у нее в штате. В российском законодательстве понятие «самозанятость» появилось в 2017 г., а в 2019 г. был введен специальный налоговый режим для самозанятых – налог на профессиональный доход (НПД). Сначала он действовал на территории четырех регионов, а затем местным властям разрешили самим решать, вводить НПД на территории их субъектов или нет. В 2024 г. число самозанятых в России, по данным ФНС, достигло 10 млн, ежедневно к этому налоговому режиму присоединяется более 8500 человек.
Еще один тренд – удаленка, когда штатные сотрудники компании один или два дня в неделю проводят вне офиса или всегда работают из дома. Во время пандемии COVID-19 удаленка стала массовым явлением и казалось, что она превратится в постоянную практику, поскольку позволяет компаниям экономить на аренде офиса, а сотрудникам – трудиться в максимально комфортных для них условиях. Однако на деле картина не такая уж радужная.
По данным опроса, проведенного в 2023 г. в США федеральным резервным банком Атланты, Чикагским и Стэнфордским университетами, представители бизнеса ожидают, что к 2028 г. около 16% их сотрудников будет работать по гибридному графику и около 11% – на полной удаленке. Однако управление удаленными работниками требует от организаций большей упорядоченности бизнес-процессов. Авторы отчета приходят к выводу, что эффективность таких сотрудников на 10% ниже, чем у работающих в офисе.
В России 60% компаний в 2024 г. планируют предоставить сотрудникам возможность работать удаленно, показал опрос 350 респондентов, проведенный сервисом «Работа.ру». 32% из этого числа предложат гибридный формат работы, а 28% – полностью удаленный. При этом 38% респондентов уверены, что эффективность сотрудников на удаленке снижается. 64% представителей компаний, принявших участие в опросе онлайн-школы IT-профессий ProductStar в 2023 г., считают главным преимуществом дистанционной работы гибкость в планировании процессов и распределении ресурсов. Среди «настораживающих» аспектов удаленной работы назывались снижение эффективности коммуникации и сотрудничества, невозможность полностью контролировать команду и потеря чувства общности и командного духа.
Экосистема для «свободных агентов»
Повысить эффективность работы с удаленными сотрудниками и самозанятыми позволяет цифровая трансформация бизнеса, которая переводит многие значимые бизнес-задачи из режима «ручного управления» в категорию счетных процессов с понятыми показателями эффективности. По данным опроса ProductStar, 44% руководителей удаленных сотрудников используют возможности онлайн-платформ для постановки и контроля задач.
Если сравнить цифровизацию бизнес-решений в 2014 и в 2024 гг., то очевидно, что она перешла на новый уровень. Больше не надо лично встречаться с кандидатами – все общение происходит онлайн: созвоны с помощью видеоконференций, подписание документов электронной подписью, передача документов через интернет. Можно без труда заключать договоры с физлицами не только в своем городе, но и в любой точке мира. Пара кликов в системе или на специализированной платформе – и договор подписан, а исполнитель приступил к работе. После оказания услуги оплата происходит моментально, не надо пересылать документы по почте или идти в банк, чтобы сделать перевод.
Цифровизация проникла и в процессы найма персонала: некоторые IT-проекты разрабатывают различные решения для скрининга и отбора соискателей с помощью искусственного интеллекта. ИИ проверяет соцсети и сайты с резюме и на основе полученных данных выдает список наиболее подходящих кандидатов в зависимости от требований компаний: от стажа до примерной заработной платы.
Решения на базе ИИ способны анализировать почти любые действия сотрудника: от частоты отправки электронных писем до «клавиатурного почерка», т. е. паттернов взаимодействия с устройствами ввода-вывода. Такие алгоритмы могут не только «подсвечивать» проблемы в работе команды, например снижение мотивации, но и предсказывать возможность увольнения сотрудников или возникновения конфликтов в коллективе.
Шеринг персонала
Для самих сотрудников изменения на рынке труда несут огромные возможности. Помимо снятия ограничений, которые накладывает место проживания, самозанятость и удаленная работа позволяют гибко менять уровень загрузки. Сейчас на российском рынке существует «полуподпольный» тренд, когда люди работают одновременно на несколько компаний. Такая практика не приветствуется большинством организаций, но со временем она может стать обычным явлением. Например, если компания хочет нанять топового специалиста, но не готова загрузить его на 100%, ей проще договориться, чтобы он часть рабочего времени тратил на задачи других заказчиков. Такие возможности могут быть очень интересны малому и среднему бизнесу, которому, к примеру, нужен талантливый специалист по интернет-рекламе или креативщик, но нет финансовой возможности взять его в штат.
В результате изменений на рынке труда возникает ниша для платформенных компаний, которые могут закрывать большинство запросов, связанных с взаимодействием с удаленными сотрудниками и самозанятыми. Благодаря им организациям удастся избежать многих ошибок, совершаемых при переходе от офисного формата взаимодействия к новой рабочей реальности.