Продажи нетбуков растут быстрей, чем других компьютеров


Небольшие ноутбуки, предназначенные для выхода в интернет, увеличивают долю рынка в общих продажах мобильных компьютеров. Согласно исследованию DisplaySearch (входит в NPD Group), продажи нетбуков во II квартале 2009 г. выросли на 40% по сравнению с I кварталом, рост продаж обычных ноутбуков составил 22%.

В целом за год популярность нетбуков выросла более чем втрое – с 5,6% во II квартале прошлого года до 22,2% во II квартале 2009 г. Произошло это, по данным DisplaySearch, из-за резкого роста продаж таких компьютеров в развивающихся странах, прежде всего в Китае и Латинской Америке. В Китае доля нетбуков в общем объеме продаж мобильных компьютеров за год выросла на 59,7% и теперь составляет 18,6%. В странах Латинской Америки доля нетбуков во II квартале составила 6,7% (рост за год – 64,8%), в Юго-Восточной Азии их доля составила 9,2% (рост – 53,2%).

Данных по России DisplaySearch не называет, но в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) доля нетбуков в общем объеме продаж во II квартале – 32,9% (рост 14,8%). Аналитики DisplaySearch связывают рост популярности "мини-ноутбуков" с их небольшой ценой ($200-400) и, соответственно, большей доступностью для жителей развивающихся стран. Например, в странах Северной Америки проникновение этого типа компьютеров - 26,6%, а рост всего 6,9%.

Росту этого сегмента способствовали акции операторов связи, начавших продавать субсидированные нетбуки. Такие акции, по данным DisplaySearch, популярны в странах Восточной Европы, где многие операторы раздают нетбуки бесплатно в обмен на подписание абонентом двухлетнего контракта на услуги связи.

В России в 2008 г. доля продаж нетбуков составила около 13% от общего объема продаж мобильных компьютеров, говорит замдиректора ITResearch Василий Мочар. Нетбуки как явление фактически возникли только в середине прошлого года, говорит Мочар, отсюда столь скромная доля в 2008 г. Уже в I квартале, по его словам, доля нетбуков в России выросла до 17%, а во II квартале, напротив, упала до 15,6% (около 84 000). Продажи нетбуков в этот период "упали" вместе со всем рынком, говорит Мочар. Это связано как с обычным сезонным снижением потребительской активности, так и с влиянием кризиса. В июле наблюдалась уверенная коррекция рынка вверх, и при этом доля нетбуков выросла до 18%.