Технологии
Бесплатный
Олег Сальманов
Статья опубликована в № 2443 от 15.09.2009 под заголовком: Хотят быть как Skype

Смогут ли традиционные операторы конкурировать со Skype

Традиционные операторы призвали государство помочь им конкурировать с IP-сервисами наподобие Skype. Но делать это решено не путем их запрета, а разрешая предоставлять такие сервисы всем

Первое коммерческое программное обеспечение, позволявшее двум пользователям компьютеров говорить через интернет, появилось в 1995 г. в США благодаря компании VocalTec. Но уже спустя несколько месяцев телекоммуникационные операторы рассмотрели в этой технологии угрозу для себя и, ссылаясь на американский закон о связи от 1934 г., попросили Федеральную комиссию по телекоммуникациям запретить ее использование: якобы развитие VoIP может привести к непомерному росту интернет-трафика. Но новый закон о связи, одобренный конгрессом США в 1996 г., убрал ненужные административные барьеры для новых технологий, сократив их регулирование до минимума.

Двойной стандарт

В России с введением в 2006 г. новых правил регулирования отрасли связи операторам IP-телефонии стало намного труднее работать. Желающим оказывать услуги международной и междугородной связи приходится либо строить свою сеть дальней связи, чтобы получить лицензию, либо заключать агентские договоры с операторами, такие лицензии получившими.

Между тем западным VoIP-операторам не нужны лицензии даже для звонков внутри России: особенности нашего закона они обходят, преобразуя IP-трафик в голосовой за пределами России, объясняет директор по развитию «Коминфо консалтинг» Евгений Соломатин. Благодаря этому их VoIP-звонок на фиксированный или мобильный телефон приходит обратно в Россию совершенно легально, в виде голосового трафика одного из крупных международных операторов, с которым западные VoIP-операторы заключили договор. В силу мировой конъюнктуры такие входящие звонки в Россию очень дешевы, так что они могут конкурировать по ценам с операторами дальней связи, говорит Соломатин.

Это нервирует российских операторов связи. На прошедшем в июле 2009 г. заседании комиссии РСПП вице-президент «Транстелекома» Виталий Котов настаивал на регулировании VoIP-телефонии, доказывая: в противном случае вероятно «быстрое и неконтролируемое падение маржинальности отраслеобразующих операторов связи». По словам первого замагендиректора по операционной деятельности «Мегафона» Валерия Ермакова, есть два варианта развития ситуации: либо операторы получат легальную возможность предоставлять услуги VoIP (с технической точки зрения препятствий для этого нет), либо они начнут блокировать VoIP-сервисы в своих сетях, как это уже пытаются делать за рубежом Deutsche Telekom и AT&T.

Запретить или разрешить

Техническая возможность бороться с VoIP-клиентами у операторов есть. Сотовая компания может проанализировать трафик абонента и, если тот пользуется VoIP-клиентом, оперативно отреагировать – например, снизить скорость передачи данных, объясняет менеджер одной из компаний сотовой «большой тройки». Впрочем, по его словам, пока в этом нет нужды: абонент платит за трафик, который генерирует VoIP-клиент. А вот «Таттелеком» одно время боролся с распространением IP-телефонии, в частности услуг российского IP-оператора SIPNET, рассказывает близкий к компании источник.

Недавно министр связи Игорь Щеголев заверил: о запрете Skype и подобных VoIP-клиентов речь не идет. Представители операторов в комиссии РСПП также не считают блокирование VoIP лучшим выходом и потому создали рабочую группу для доработки законодательства, которая позволит предоставлять IP-услуги и российским операторам.

О том, что российское законодательство не учитывает новые реалии, будучи ориентированным на старые технологии, операторы говорят не первый год. В 2008 г. это признал и замминистра связи Наум Мардер. Но новые правила еще не подготовлены. Работа над новыми правилами идет, говорит Алексей Рокотян, координирующий рабочую группу Ассоциации документальной электросвязи. Он надеется, что результаты появятся в этом году. Для разработки новых правил требуется глубокая проработка вопроса с технической, технологической и экономической точек зрения, объясняет представитель Минкомсвязи Елена Лашкина, в том числе и с точки зрения тарифной политики.

Впрочем, внутри собственной сети технологии передачи голоса по сети данных можно использовать вполне легально уже сейчас. «Вымпелком», как и другие крупные операторы, активно пользуется VoIP для передачи голоса по своим сетям, говорит руководитель его департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента Алексей Назаров.

Дешево и удобно

С помощью VoIP на затратах экономят не только операторы связи. Если у компании есть филиал в другом городе, то построение телефонной сети поверх IP позволяет сэкономить на звонках по межгороду и на построении телефонной сети, рассказывает технический директор Avaya Георгий Санадзе. Все, что нужно, – корпоративная IP-сеть. Если для компаний малого бизнеса экономия на междугородных переговорах вполне достигается использованием VoIP-клиента вроде Skype, то для крупных компаний, больше озабоченных вопросами безопасности сети, решением является объединение корпоративной сети с помощью технологии виртуальной частной сети (VPN), говорит Назаров из «Вымпелкома», хотя для среднего бизнеса это может быть дорого.

В корпоративной телефонной сети, построенной поверх компьютерной, IP-телефоны подключаются непосредственно к компьютерной сети предприятия, к ней же подключается и IP-коммутатор, объясняет ведущий инженер сектора телефонной связи «Татнефти» Павел Ярмольчук, отвечающий в компании за внедрение VoIP. Телефонная сеть, построенная на IP-сети, гибче традиционной, ее проще и дешевле увеличить в размерах, объясняет он. Кроме того, такая сеть может дать дополнительные сервисы, повышающие производительность труда, говорит Санадзе. Та же «Татнефть» недавно внедрила сервис, позволяющий звонить абоненту из корпоративного списка контактов одним щелчком мыши, приводит пример Ярмольчук.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать