Статья опубликована в № 2452 от 28.09.2009 под заголовком: Вертикаль «Ростелекома»

Объединенный «Ростелеком» будет похож на «Вымпелком»

Объединенный «Ростелеком» будет устроен примерно так же, как «Вымпелком». Разве что управление разными видами бизнеса будет более вертикальным
С.Николаев
ОАО «Связьинвест»

управляющий холдинг. Контролирует семь межрегиональных компаний фиксированной связи, оператора дальней связи «Ростелеком» и др. Акционеры: 75% минус 1 акция – Росимущество, 25% плюс 1 акция – «Комстар-ОТС». Финансовые показатели (2008 г., МСФО): выручка – 264,4 млрд руб., чистая прибыль – 25,8 млрд руб.

Сегодня комитет по стратегии при совете директоров «Связьинвеста» рассмотрит план реорганизации холдинга, рассказал источник, близкий к совету, и подтвердил представитель «Связьинвеста» Игорь Пшеничников. Затем холдинг представит план правительственной комиссии по транспорту и связи.

У «Ростелекома» будет четыре уровня управления: корпоративный центр, макрорегионы (семь межрегиональных компаний плюс Москва), регионы и местные узлы, рассказал чиновник федерального ведомства. Структура будет матричной, уточняет близкий к «Связьинвесту» менеджер. Кроме географических будут и функциональные подразделения – по видам бизнеса (фиксированная связь, мобильная, широкополосный доступ в интернет (ШПД), новые услуги) и клиентов (корпоративные и массовые). За корпоративным центром останутся стратегия, финансы, маркетинг. Пшеничников детали плана не комментирует.

У других федеральных операторов похожая структура управления. У «Мегафона» есть штаб-квартира, макрорегионы и региональные подразделения, говорит его представитель Марина Белашева. В МТС действует еще один уровень – бизнес-единицы («МТС Россия», «МТС Украина», «МТС зарубежные компании»). Корпоративный центр отвечает за стратегию, закупки (это позволяет экономить на затратах), федеральную рекламу, брендинг, а нижестоящие подразделения решают оперативные вопросы – например, определяют размер тарифов, объясняет представитель МТС Елена Кохановская. Структура многоступенчатая, но эффективная – ведь в каждом регионе своя конкурентная ситуация и т. д., говорит она. С 2006 г. МТС внедрила в регионах единые стандарты управления, что повысило скорость исполнения решений, добавляет она.

Но близкий к «Связьинвесту» источник предлагает сравнивать будущую структуру управления «Ростелекома» в первую очередь с системой «Вымпелкома»: пока это единственный из федеральных сотовых операторов, оказывающий также услуги фиксированной телефонии и ШПД. Его схема управления преимущественно географическая, рассказывает пресс-секретарь компании Ксения Корнеева, причем каждый директор курирует все виды услуг и клиентов сразу. Это результат интеграции с операторами фиксированной связи Golden Telecom и «Корбина телеком», приобретенными в 2008 г., отмечает Корнеева. В «Ростелекоме» управление разными видами бизнеса будет вертикальным, говорит близкий к «Связьинвесту» менеджер, но региональные директора смогут по-прежнему активно руководить бизнесом.

Матричные структуры распространены в крупных западных компаниях, но практика показала, что они требуют гораздо более высокой управленческой культуры, чем та, которой обладают большинство российских менеджеров, говорит вице-президент A.T. Kearney Юрий Добрынин. Попытки применения подобных схем в крупных российских компаниях часто заканчиваются, по его словам, возвратом к более простым структурам. Региональная организация бизнеса имеет преимущество, замечает Добрынин: сопоставлять результаты, например, подразделений ШПД и сотовой связи проблематично, а вот показатели разных регионов вполне сравнимы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать