Борцы с пиратами просят помощи у розничных сетей

Пиратские диски с музыкой, видео и программным обеспечением обнаружены на территории крупнейших российских торговых сетей – «Седьмого континента», «Копейки» и «Пятерочки»

Сообщение о пиратских находках содержится в письмах, адресованных гендиректорам «Седьмого континента» и торгового дома «Копейка» Борису Морозову и Сергею Солодову, а также предправления X5 Retail Group Льву Хасису. У «Ведомостей» оказались копии этих писем, они написаны Российской антипиратской организацией (РАПО), Национальной федерацией производителей фонограмм (НФПФ), Некоммерческим партнерством поставщиков программных продуктов (НП ППП) и компанией «Информзащита». По запросу правообладателей все эти организации провели рейд по московским магазинам и обнаружили пиратские диски в 19 точках на территории «Седьмого континента», в 23 магазинах «Копейка» и в 27 магазинах «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group).

Продают контрафакт за кассами основного магазина другие арендаторы, а не сами сети, подчеркивается в письме. Тем не менее представители правообладателей просят руководство ритейлеров помочь избавиться от торговцев контрафактом в своих магазинах.

Представители всех трех торговых сетей получение письма подтвердили.

Исполнительный директор «Копейки» Максим Гольдберг пообещал проверить соседние с магазинами точки на предмет контрафакта и, если он обнаружится, посодействовать их удалению.

X5 Retail Group примет меры, чтобы ее субарендаторы не торговали пиратской продукцией, обещает представитель группы.

«Седьмой континент» готов реагировать на письмо правообладателей, говорит его пресс-секретарь Влада Баранова, но сначала хотел бы получить информацию о том, в каких именно магазинах обнаружен контрафакт. РАПО пишет о 19 магазинах, но аудио- и видеодиски продаются всего в 15 магазинах сети в Москве, удивляется она.

Есть другая проблема: розничные сети часто сами арендуют площади под магазины и не могут контролировать соседей. А арендодатель сам решает, кому сдавать дополнительные площади, объясняет Баранова.

Жалоба арендодателю – тоже не панацея. Он несет ответственность за хозяйственное обеспечение и безопасность на его площадях, говорит пресс-секретарь компании «Ташир» (крупный арендодатель, сдает площади в том числе торговым сетям) Ирина Каграманова. При обнаружении контрафакта правообладателям следует обратиться в милицию, советует она, а уже по запросу оттуда арендодатель предоставит всю необходимую информацию об арендаторе.

Владельцы прав от такого совета не в восторге. Обращаться в правоохранительные органы не всегда эффективно, сетует гендиректор издателя компьютерных игр и видеофильмов «Новый диск» Борис Гершуни. Несколько месяцев уходит на сбор доказательств и суд, а когда наконец решение выносится и приставы приходят в магазин с исполнительным листом, выясняется, что у пиратов уже новое юридическое лицо, и весь процесс надо начинать заново. Тогда как обращение к торговым сетям могло бы помочь: сети должны понимать, что торговля контрафактом на их территории – большой репутационный риск, резюмирует Гершуни.

Многолетняя практика борьбы с пиратами показывает, что проще выдавливать их с помощью администрации рынков и торговых центров, чем обращаться в милицию, объясняет заместитель гендиректора РАПО Виктор Злотя. Цель – не увеличить число уголовных дел, а предотвратить распространение контрафакта. Обращение в правоохранительные органы будет последней мерой, если предупреждения не помогут, обещает Злотя.

Оценить ущерб от пиратства в ритейле он затруднился, сказав лишь, что он значительный (см. врез).