Александр Изосимов: будущее Vimpelcom Ltd - в глобальной консолидации

Президент Vimpelcom Ltd в блицинтервью поделился с "Ведомостями" своим взглядом на будущее компании и всей телекоммуникационной отрасли.
Д.Гришкин

Сегодня Vimpelcom Ltd. предложила акционерам "Вымпелкома" обменять бумаги российской компании на собственные депозитарные расписки. Главный исполнительный директор Vimpelcom Ltd. Александр Изосимов в телефонном блицинтервью "Ведомостям" поделился своим взглядом на будущее компании и всей телекоммуникационной отрасли.

Какие доводы в пользу сделки вы предлагаете миноритариям "Вымпелкома"?

К концу 2010 г. в мире будет 5 млрд абонентов GSM, этап роста рынка за счет подключения новых клиентов абсолютно точно закончился. До сих пор все [операторы] занимались исключительно набором абонентской базы, лицензий, и было не так важно, какова твоя стартовая позиция при входе на рынок: ожидалось, что если рынок растет, то при определенном наборе знаний, умений и капитала можно поучаствовать в этом росте и стать одним из лидирующих игроков. Вторая, третья позиция гарантируют хороший возврат на сделанные инвестиции. Поэтому люди были готовы платить колоссальные деньги за лицензии, все активно искали возможности для входа на рынки.

Сейчас глобальная телекоммуникационная индустрия будет меняться. Как именно – пока трудно предсказать, но несколько факторов очевидны.

Конкурентная позиция оператора внутри каждого [географического] рынка будет определяющей. Лучше иметь меньше рынков, но с более сильной конкурентной позицией, т. е. быть номером один или два, чем присутствовать на большом количестве рынков, но быть там номером три-четыре. Извлечь эффект масштаба от вторичных [рыночных] позиций будет гораздо сложнее. И это особенно чувствуется, когда мы смотрим, как развиваются события с такими компаниями, как Google, Apple и т. п. Практически все внешние элементы бизнес-модели для телекома уже играют глобально, а телеком по-прежнему продолжает играть, исходя из регионального подхода. Даже если посмотреть на ведущих игроков типа Vodafone или Telefonica, они все равно скорее подходят под определение региональных [компаний], чем глобальных.

Я думаю, большинство людей сходятся в мысли, что консолидация в телекоммуникационной индустрии будет происходить. С этой перспективы и нужно смотреть на нашу сделку. Есть очевидные плюсы – то, что у [объединенной] компании хороший балансовый отчет, сильная финансовая позиция, крепкие позиции на Украине, т. е. объединение дает безусловный экономический эффект и возврат совершенно очевиден, даже если бы мы не говорили о каких-либо стратегических перспективах. Но, мне кажется, сделка очень важна еще и как создание платформы для создания дополнительной стоимости. Чтобы компания могла успешно участвовать в глобальном процессе консолидации, когда он начнется.

Чтобы участвовать в консолидации на равных с крупнейшими группами, теми же Vodafone и Telefonica, очевидно, нужно обладать существенным запасом наличности. Между тем дивидендная политика Vimpelcom Ltd. предусматривает, что 50% свободного денежного потока и "Вымпелкома", и "Киевстара" будет выплачиваться акционерам в виде дивидендов... Или вы планируете занимать средства на приобретения?

Я думаю, что [международное развитие будет финансироваться] и так, и так. Но здесь очень важно переключить акценты. Когда идет разговор о захвате стартовых позиций на рынке, операторы и инвесторы видят, что кто-то сравнительно дешево купил лицензию и потом стоимость этих операций многократно вырастает, вопрос возврата инвестиций как таковой не стоит. Предполагается, что это по определению успешная инвестиция.

Но когда этап бурного роста заканчивается, то компаниям необходимо переосмыслить, как они зарабатывают деньги для своих акционеров. У нас эти показатели уже сейчас очень хорошие – что у "Киевстара", что у "Вымпелкома", но этот фокус должен сохраниться и в будущем. Говорить об активных приобретениях, спекулятивных по своей природе или предполагающих большую премию к стоимости активов, мы будем с очень большой опаской. Основной фокус будет на том, чтобы обеспечить акционерам полный возврат вложений в компанию. Естественно, дивидендная политика очень важна в этом плане.

Сколько бы мы ни говорили, что становимся самым крупным игроком на развивающихся рынках после China Mobile, наш масштаб все равно несопоставим с самыми большими компаниями – China Mobile, AT&T, Verizon, Vodafone, NTT DoCoMo, Telefonica. Ни по финансовым ресурсам, ни с точки зрения возможностей заимствования. Наше оружие в другом – мы можем скорее объединить несколько компаний, обменявшись акциями с их совладельцами, и таким образом создать игрока, который мог бы активно участвовать в дальнейшей интеграции. Пока я это вижу исключительно как некую перспективу, хотя холдинговая компания как раз позволяет реализовать эту стратегию достаточно просто. Ни у кого не возникает опасений насчет утраты контроля, возможностей консолидировать активы и т. д., что обычно является большим барьером для объединений.

Но еще раз подчеркну: все это не значит, что завтра мы сломя голову бросимся совершать подобные сделки.

Одно из условий внесения в Vimpelcom Ltd. российского и украинского мобильного бизнеса – согласие не менее чем 95% акционеров "Вымпелкома". А если столько голосов "за" не наберется, есть ли шанс, что сделка все же состоится?

Я не вправе это даже обсуждать, это должно быть решение акционеров. Сейчас условие стоит так, что сделка должна быть одобрена большинством в 95% голосов [акционеров "Вымпелкома"]. Дальше можно начать спекулировать о том, что будет, если наберется 94% и т. д., но, чтобы осмысленно говорить на эту тему, у меня нет ни полномочий, ни достаточной информации.

Еще одно из условий – одобрение сделки антимонопольным комитетом Украины. Оно пока не получено?

Пока нет.

Решено ли, как будут взаимодействовать два украинских актива, которые должны войти в Vimpelcom Ltd., – "Киевстар" и "Украинские радиосистемы" ("дочка" "Вымпелкома")? Станут ли они одной компанией, появится ли у них общий бренд?

Решения пока нет, поскольку оно будет зависеть как раз от условий, которые может выставить антимонопольный комитет Украины. Сейчас идет поиск оптимального решения – какую синергию мы можем извлечь при разных условиях. Естественно, нужно избежать дублирования функций.

Что касается бренда, это зависит от рыночной стратегии. Будет ли это сосуществование всех брендов, или, может быть, какие-то бренды уйдут: ведь, например, у "Киевстара" больше чем один бренд (Kyivstar и Djuice. – "Ведомости"). Решение антимонопольного комитета станет отправной точкой для подготовки такой стратегии.

В Vimpelcom Ltd. предусмотрено несколько топ-менеджерских позиций – например, главный финансовый директор, главный коммерческий директор, главный технический директор. Вы уже подыскали кандидатов на эти должности?

Пока нет, назначений не будет до закрытия сделки.

Но концептуально штаб-квартира будет выглядеть следующим образом. В ней будет работать 30-50 человек максимум, которые примут функции стратегического планирования, управления консолидированным финансовым отчетом и потоком денежных средств, принятия ключевых решений по бюджетированию и привлечению капитала, M&A. Плюс взаимоотношения с инвесторами, с банками и юридические вопросы для группы. Никаких операционных функций на уровне штаб-квартиры не должно быть. При этом те сотрудники, которые будут отвечать за географические подразделения, будут являться частью управленческой команды. Два-три человека будут базироваться в Амстердаме и курировать бизнес на конкретных географических рынках, при этом у местных операционных компаний сохранится большая автономия. Эту модель я видел в действии, когда работал в Mars Inc.

Значит ли это, что вы не станете брать на должности топ-менеджеров Vimpelcom Ltd. людей из "Вымпелкома" и "Киевстара"?

Не значит, мы будем искать людей и внутри, и снаружи.