Google Reader убивает он-лайн-рекламу


Приложение для управления RSS-потоками Google Reader научилось отслеживать обновления даже тех сайтов, у которых нет соответствующего канала. Тем самым Google вынуждает владельцев сайтов и издателей онлайн-СМИ искать новые способы заработка.

До последнего времени основным источником доходов для интернет-СМИ была реклама. Даже кризисные времена не изменили ситуацию: по данным Всемирной ассоциации издателей периодических СМИ (WAM), более 70% медиа зафиксировали в 2009 г. рост доходов от интернет-рекламы. Но реклама продается тогда, когда рекламодатель уверен, что посетители сайта ее смотрят. А Google Reader избавляет пользователя от необходимости продираться сквозь рекламные баннеры и сообщения. RSS и другие форматы экспорта данных очищают контент от лишнего оформления и выглядят как панацея против засилья онлайн-рекламы и прочего сетевого мусора. Фактически для чтения материалов сайта посещать сам сайт уже и не нужно.

Издатели онлайн-СМИ всячески стремятся заработать и на этом негативном для себя тренде – предлагают платные подписки, создают специальные мобильные приложения, запускают аудиоподкасты, интегрируются в социальные сети. Но вот доходы от онлайн-рекламы со временем если и не уменьшатся, то, видимо, притормозят в росте: ведь RSS становится интернет-стандартом. Издатели привыкают к новым реалиям, осваивают маркетинг в социальных медиа и скрипя зубами пытаются втиснуть рекламные баннеры в RSS-потоки.

Нововведение в Google Reader имеет, впрочем, одну лазейку – владелец сайта может заблокировать создание RSS-потоков специальными программными средствами. Но как долго Google будет предоставлять такую возможность, не ясно.

Между тем, по данным WAM, 20% медиа сообщили о растущей прибыльности продаж онлайн-контента. Именно платный доступ к содержимому сайтов станет следующей the big thing для сетевых СМИ – так считает, к примеру, медиамагнат Руперт Мердок, который вообще называет бесплатный доступ к новостям ущербной моделью.

Правда, издатели пока относятся к идее Мердока с осторожностью: попытка продажи мультимедийного контента в популярной социальной сети MySpace фактически провалилась. C другой стороны, большинство участников рынка согласны, что новый инструмент для монетизации необходим. Несмотря на красивые цифры отчетов о росте рекламных доходов, для этого источника наступают тяжелые времена. А виной всему – забота о пользователях.