"Почта России" объявила три тендера на 1,4 млрд руб.

«Почта России» объявила три тендера общей суммой почти 1,4 млрд руб. на закупку расходных материалов. Условия таковы, что выиграть почти невозможно, уверены независимые поставщики

Этот тендер на закупку эксплуатационных материалов первый с тех пор, как «Реал плюс» подала иск к почте и ее крупнейшему поставщику – Межрегиональному специализированному почтовому центру (МСПЦ). В этом иске (решение пока не вынесено) «Реал плюс» заявила, что была отстранена от прошлогодних торгов по формальным признакам, и заподозрила три фирмы, допущенные на конкурс (победившую в нем МСПЦ, «Пром-снаб» и «Норден дом»), в слаженных действиях, ведущих к росту закупочных цен для почты.

Извещения о тендерах размещены на сайте ФГУП «Почта России». Закупаются бланки документов, расходные материалы для оргтехники и эксплуатационные материалы – сургуч, оберточная бумага, пломбы и т. п. Для каждого тендера установлена максимальная закупочная цена – 249,2 млн руб., 492,7 млн руб. и 656 млн руб. соответственно (без НДС). Заявки на отборочный этап почта принимает до 6 июня, а итоги подведет до 16 июня. Для каждого из трех тендеров будет выбрано по три компании, которым предстоит состязаться на электронных торгах, говорит сотрудник пресс-службы «Почты России».

Но техзадание крупнейшего из тендеров – на поставку эксплуатационных материалов – практически невыполнимо, считает гендиректор «Реал плюс» Константин Натович (прежде его компания поставляла почте конверты, сургуч, шпагат и проч.). Более 100 наименований разнородных товаров должен поставить один исполнитель, да еще и заручившись письменным согласием всех производителей на использование их продукции «Почтой России». Качественно выполнить такой заказ, по мнению Натовича, не под силу никому, как и исполнить другое требование почты – организовать допуск ее представителей на производства закупаемой продукции.

С Натовичем согласен Владимир Полежаев, директор фирмы «Стандарт СТ» (поставщик полиэтиленовой упаковки для печатной продукции). «Стандарт СТ» хотела бы участвовать в тендерах почты, говорит он, но требования сознательно усложняются.

Представитель «Почты России» объясняет жесткие условия тендеров необходимостью отсечь недобросовестных контрагентов и получить гарантии поставок в течение года. Если потенциальный поставщик не производит требуемые материалы сам, он должен предоставить гарантии соблюдения сроков и объемов со стороны производителя, говорит он. Если же в отборе участвует сам производитель, то у заказчика – почты – должна быть возможность убедиться в наличии необходимых производственных мощностей, добавляет он.

В 2008 г., когда «Почта России» допускала к торгам широкий круг участников, исходная цена, например, на полиэтиленовые пакеты снижалась на 6–13%, вспоминает главный технолог «Вирни-м» (бывший поставщик почты) Виктор Шкрунин. В 2009 г. цены снизились, по его сведениям, только на 1% («Вирни-м» к торгам не допустили, а в числе победителей оказался МСПЦ). «Почта России» никогда не переплачивает, так как заранее анализирует диапазон рыночных цен и устанавливает верхнюю границу исходя из него, говорил «Ведомостям» в начале 2010 г. гендиректор почты Александр Киселев.

Гендиректор МСПЦ Вадим Поликарпов в пятницу пообещал «Ведомостям», что его компания будет участвовать в тендерах и готова выполнить все требования почты.