Мобильные телефоны не хотят продаваться как до кризиса

Продажи телефонов никак не вернутся на докризисный уровень. В этом году в России будет продано 31–32,5 млн мобильников – меньше, чем в 2008 г.

За девять месяцев 2010 г. в России будет продано 23,2 млн мобильных телефонов – на 21% больше, чем годом раньше, но на 13% меньше, чем за январь – сентябрь 2008 г. Таков прогноз бывшего маркетолога «Евросети» (2002–2007 гг.), а ныне преподавателя Академии народного хозяйства при правительстве Владимира Богданова.

В 2008 г., по его данным, продажи телефонов достигли пика – россияне приобрели 36,3 млн аппаратов, потратив 185 млрд руб. (без учета б/у трубок). В кризисном 2009 году – лишь 27,6 млн на 132 млрд руб. А в 2010 г. рост возобновился: будет продано 32,5 млн трубок – почти столько же, сколько в 2007 г., ждет Богданов. Но на гораздо меньшую сумму – 137 млрд руб. против 173 млрд. Люди стремятся покупать более экономичные модели, объясняет он.

В денежном выражении рынок не вернулся к уровню 2008 г., согласен аналитик IDC Саймон Бейкер. Средняя розничная цена телефона стабилизировалась, но о ее росте говорить пока не приходится. Не помогает даже интерес к смартфонам: на рынке уже есть вполне доступные модели, замечает Бейкер.

В III квартале 2010 г. падение средней розничной цены телефона прекратилось, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Теперь цена будет расти, считает он: производители мобильников уже достигли ценового дна и не хотят больше фокусироваться на бюджетных продуктах. В 2010 г. средняя российская цена телефона будет «ближе к 5000 руб.», прогнозирует Муртазин. Но к докризисному уровню доходы ритейлеров вернутся нескоро, уверен он, хотя по количеству трубок продажи уже сопоставимы: в 2010 г. россияне купят 31–32 млн устройств. Даже в натуральном выражении рынок превысит докризисный уровень не раньше 2012 г., возражает PR-директор «Евросети» Ульяна Смольская.