«Межрегиональный транзит телеком» совершил первые покупки

«Межрегиональный транзит телеком» (МТТ) начал экспансию на розничный рынок услуг связи. Начал он с покупки альтернативных операторов в Липецке и Иванове

О первых в истории МТТ приобретениях «Ведомостям» рассказал менеджер одной из московских консалтинговых компаний. МТТ приобрела 100% липецкого «Промсвязь-инвеста» и 100% «Наука-связь Иваново» (НСИ), уточнил гендиректор МТТ Эльдар Разроев. Активы были приобретены на собственные средства компании, размеры сделок и имена продавцов он не назвал.

ОАО «Межрегиональный транзит телеком»

оператор фиксированной связи. Акционеры: «Промсвязькапитал» (75%), Eventis Telecom (25%). Финансовые результаты (2009 г., РСБУ): выручка – 13,6 млрд руб., Чистый убыток – 208,5 млн руб.

По данным «СПАРК-Интер-факса», «Промсвязь-инвест» принадлежит российскому физлицу. 50% акций НСИ владеет московская компания «Наука-связь», еще 50% – предприниматель Дмитрий Юдин. Сотрудник «Промсвязь-инвеста» слышал о покупке его компании МТТ, но затруднился сообщить подробности. Менеджер «Наука-связи» подтвердил факт сделки, но не раскрыл деталей.

НСИ – крупнейший в Иванове альтернативный оператор, контролирующий около 10% рынка местной телефонии, рассказывает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. По ее оценке, НСИ обслуживает 500 корпоративных и 12 000 частных пользователей. «Промсвязь-инвест», по ее собственным данным, предоставляет услуги телефонной связи, доступа в интернет, аренды каналов и т. д. для 350 корпоративных клиентов, крупнейший из которых – Новолипецкий металлургический комбинат. По данным СПАРК, в 2009 г. выручка НСИ составила 87,5 млн руб., «Промсвязь-инвеста» – 95,3 млн руб. Стоимость компаний, как правило, не превышает их двукратной годовой выручки, так что НСИ могла обойтись МТТ примерно в 175 млн руб., а «Промсвязь-инвест» – в 190 млн руб., предполагает директор по развитию Frost & Sullivan в России и СНГ Татьяна Толмачева.

Эти покупки – первый шаг МТТ на рынок телефонной связи и широкополосного интернет-доступа для конечных пользователей, обращает внимание Разроев. По его словам, приобретения в регионах продолжатся. Прежняя бизнес-стратегия МТТ, ориентированная на транзит сотового трафика, исчерпала себя (сотовые компании построили свои сети), а реальной либерализации рынка услуг дальней связи, на который МТТ вышла одной из первых, не произошло, объясняет он.

Менеджмент МТТ планировал выйти на рынок услуг для конечных пользователей еще несколько лет назад, напоминает Крылова. Теперь выход состоялся, но уже с опозданием, считает она: рынок контролируют игроки федерального масштаба – «Комстар-ОТС», «Вымпелком» и др. и их позиции только усиливаются. А скупка небольших операторов вряд ли позволит МТТ занять весомую долю рынка, сомневается Крылова.