Интернет в России: свой особый путь?

Ахиллесова пята западных интернет-продуктов - незнание языка. Лингвистический фокус в отечественном ПО всегда был силен, прежде всего, потому что западный софт испытывал и испытывает постоянные проблемы с поддержкой национальных алфавитов, с отсутствующими спеллчекерами и словарями и т.д. Поэтому, очевидно, России нужен свой поисковик, сочетающий в себе лингвистический фокус с математической и технологической отечественной культурой. Причем он должен быть одновременно и мировым сервисом (в том смысле, что должен конкурировать с остальным миром за своего пользователя на равных - без скидок и привилегий) и локальным - внимательным к своему пользователю, к своему языку, своей культуре.

Полемически обозначенная тема отзывает к священной войне между патриотическим и всемирным. Я, однако, не вижу в ней причин для флейма. Конечно, интернет, сервисы и технологии, доступные с его помощью, уже изменили жизнь людей и продолжают ее интенсивно менять. И наш путь, в общем, ничем не отличается от пути всего остального мира, мы никоим образом не находимся вне этого процесса.

Речь не только о технологиях как таковых — что касается, мобильного интернета, облачных сервисов или геопозиционирования, то здесь единство и даже одновременность процессов прослеживается наиболее четко. Речь идет и про конечные, пользовательские продукты. Например, многие сервисы, занимающие ведущие позиции в своих областях в Рунете, - LiveJournal, ICQ, Skype, YouTube - лидируют или лидировали и в мире. В интернете нет границ, пользователи легко меняют предпочтения, и их выбор основан на очень простом принципе: чем лучше сервис, чем более он ценен, тем скорее и вероятнее на него перейдут пользователи.

Однако во многих странах и в России в том числе многие важные локальные сервисы популярнее всемирных. То есть они лучше, полезнее и удобнее чем всемирные, именно поэтому популярнее. Я вижу в успехе локальных интернетов тенденцию, не менее заметную чем глобализация. Там, где находится команда, обладающая достаточным уровнем амбиций, где локальному контенту или локальному знанию уделяется достаточно внимания, где уровень технологии безоговорочно высок, у местных интернет-сервисов есть все шансы не только выстоять, но и выйти за пределы своей «виртуальной родины».

Почему Россия одна из таких стран? На самом деле, ответ вполне очевиден и легко обосновывается с самых разных сторон: контент, технологии, команда. Если с контентом в России все изначально должно быть в порядке (русский роман - это наша, можно сказать, "торговая марка"), то высокий инженерный уровень развития российских интернет-сервисов лежит в нашей укорененной технологической культуре, значение которой не менее важно для нас, чем значение культуры гуманитарной.

Причем отечественная технологическая культура относится не только к ее создателям, но и к массовому пользователю. Мы все, именно как пользователи, привыкли к самому широкому использованию отечественных технологий от технологии добычи и поиска полезных ископаемых до реактивной авиации, от редактора «Лексикон» до бухгалтерии 1С.