Yota, Путин и 2014 год

В начале марта акционеры Wimax-оператора "Скартел", более известного по бренду Yota, и руководители трех крупнейших операторов мобильной связи, а также государственного "Ростелекома" подписали соглашение о намерениях. В ближайшие три года МТС, "Вымпелком", "Мегафон" и "Ростелеком" получают возможность арендовать сеть Yota, чтобы совместно оказывать услуги четвертого поколения (4G) в стандарте LTE, а в 2014 г. эти четыре компании смогут выкупить по 20% "Скартела". Чего-то важного мы не поняли в этой истории. Я имею в виду, мы - журналисты. Нам не сказали, а мы не спросили. А если бы и спросили, то не факт, что нам сказали бы.

Если суть события действительно такова, как нам ее представили, то речь идет о соглашении довольно технического характера. У Yota есть частоты, которые можно использовать для 4G, у "большой тройки" и "Ростелекома" этих частот гораздо меньше - вот компании и договорились об альянсе. Но если событие более или менее рядовое, тогда непонятно, почему соглашение подписывалось в присутствии премьера Владимира Путина и министра связи Игоря Щеголева? Почему нельзя было без них?

Нет, конечно, Yota, мобильный интернет, 4G - все это популярное, обсуждаемое, "инновационное", а через год выборы, почему бы премьеру и не поучаствовать в модном мероприятии. Но я не уверен, что эта причина - единственная. Особенно учитывая уровень секретности, в которой готовилось это событие. Прессу о нем уведомили накануне только в 18:00, и непрофильных "телекомовских" журналистов, а исключительно правительственный пул. Аккредитация шла через Белый дом (может, это и нормально для мероприятий с участием Путина). Узнав, что готовится такое мероприятие, мы немедленно обзвонили всех участников предстоящей церемонии, всех акционеров - знаете, что ответило большинство? "В первый раз слышим". А уже через несколько часов все они были в офисе Yota и говорили про значимость происходящего там.

Мне решительно непонятен смысл выданных "большой тройке" и "Ростелекому" опционов на покупку акций "Скартела" - по 20% каждому. Во-первых, 20% в России - это почти ничего. Даже не блокирующий пакет. Можно дивиденды получать (если бы Yota их платила) и все. Во-вторых, к 2014 г. имеющихся у Yota частот (80 МГц вместе с полосами, которые вроде бы возвращает ей Роскомнадзор) на четверых уже, скорее всего, не хватит: объем трафика наверняка будет быстро расти, и операторам придется находить-таки частоты (всячески убеждая поделиться ими военных) и строить собственные сети LTE. Одной Yota на всех не хватит совершенно точно - даже если "Ростелеком" объединится с "Мегафоном". Так с какой стати операторам вскладчину покупать "Скартел", да еще в 2014 г.?

Еще не так давно топ-менеджер одной из этих четырех компаний уверял меня: "Что-что, а уж покупать Yota мы не станем никогда в жизни". А теперь его подпись стоит на соглашении о намерениях. Причем вот что интересно: подпись стоит, а сумма, за которую можно будет приобрести актив, нет. Потому что due diligence Yota еще только предстоит провести, объясняют участники соглашения. То есть они подписались, сами не знают на что. Или знают, но не говорят.

И, главное, даже неясно, кто продавец-то. Вот кто будет продавать эти 80% четверке операторов в 2014 г.? Со стороны продавцов соглашение подписывал Сергей Адоньев, петербургский бизнесмен, бывший партнер владельца крупнейшего в России импортера фруктов JFC Владимира Кехмана, а ныне председатель совета директоров уходящего корнями в офшоры Yota Holding. Но в то, что у него нет других партнеров, верится с трудом. И статус мероприятия, и наличие на соглашении подписей людей, не очень хотевших их ставить, говорят о чем-то другом. Интересно, о чем?