«Евросеть» показала невиданную для российской розницы рентабельность

В преддверии возможного IPO «Евросеть» представила оптимистичную отчетность за 2010 г. Исходя из объявленных показателей, компания может стоить $3,3–4 млрд, подсчитали аналитики

«Евросеть»

Сеть салонов связи. Более 4000 салонов в России и более 300 в Белоруссии и на Украине. Акционеры – ANN Александра Мамута (50,1%), «Вымпелком» (49,9%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 61,9 млрд руб., чистая прибыль – 5,58 млрд руб.

Показатель EBITDA «Евросети» увеличился по сравнению с уровнем 2009 г. на 88% до 8,37 млрд руб., а чистая прибыль – на целых 385% до 5,58 млрд руб. При этом выручка прибавила более скромные 12,2%, так что рентабельность по EBITDA выросла с 8,1 до 13,5%. Таковы объявленные вчера компанией данные отчета по МСФО, аудированного PricewaterhouseCoopers.

Президент «Евросети» Александр Малис объясняет рост прибыльности сокращением издержек и увеличением рентабельности продаж. Издержки сократились, в частности, благодаря почти полному отказу «Евросети» от размещения товарной рекламы (с 2009 г. ее оплачивают поставщики товара) и внедрению автоматизированной системы управления логистикой, которая помогает сокращать затраты на персонал и ГСМ. А продажи стали рентабельнее благодаря появлению в магазинах «Евросети» эксклюзивных популярных моделей, увеличению доли высокомаржинальных товаров и услуг в ассортименте и росту комиссионных доходов.

Кроме того, добавляет Малис, в 2010 г. «Евросеть» реструктурировала долги, добившись «существенного» снижения средней стоимости их обслуживания. Это повлияло на рост чистой прибыли.

Рентабельность по EBITDA у «Евросети» «огромная для ритейлера», считает аналитик Банка Москвы Виталий Купеев. Даже в самом высокорентабельном сегменте продуктового ритейла этот показатель составляет в среднем 8,5%, а ближайший российский публичный конкурент «Евросети» – «М.видео» завершит этот год с EBITDA margin на уровне 4,8–4,9%, прогнозирует он. Возможно, дело в том, что «Евросеть» продает не только телефоны, но и подключения сотовых операторов, получая за это вознаграждение, предполагает Купеев.

Рыночная стоимость «М.видео», акции которой торгуются в РТС и на ММВБ, оценивается в 11,2 показателя EBITDA 2010 г., указывает он. Если применять такой же мультипликатор к «Евросети», ритейлера можно оценить в $3 млрд без учета долга (на конец 2010 г. составлял 10,5 млрд руб., или около $350 млн), говорит Купеев.

Рентабельность «Евросети» значительно выше, чем у других ритейлеров, акции которых обращаются на бирже, подтверждает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина. Х5 Retail, по ее прогнозу, покажет по итогам 2010 г. маржу в 8,1%, «Магнит» – 8,6%, «О’кей» – 8,5%, «М.видео» – 5,2%. Это при том, что темпы роста выручки и у продуктовых ритейлеров, и у «М.видео» выше: их доходы в 2010 г. вырастут (в долларах) на 25–45%, ожидает аналитик, тогда как у «Евросети» рост составил только 17%. Загвоздиной не до конца понятны причины значительного скачка рентабельности, чистой прибыли и EBITDA «Евросети», поэтому она не берется судить о возможности поддерживать эти показатели на таких уровнях. По ее мнению, «Евросеть» можно оценить в 10–11 показателей EBITDA 2011 г. или 15–16 показателей чистой прибыли, что соответствует уровню $2,6–2,8 млрд за 100% без учета долга. Но если компания сможет убедить инвесторов, что способна либо расти более динамично, либо поддерживать рентабельность на уровне 2010 г., то оценка может составлять $3,3–3,8 млрд, допускает Загвоздина.

Инвестбанки, оценивающие «Евросеть» в преддверии IPO, дают не менее $4 млрд за всю компанию, говорил недавно «Ведомостям» источник, близкий к ее совладельцам.