Незыблемые позиции Nokia в России объясняются спецификой местной розницы

Позиции Nokia в России гораздо крепче, чем в мире, признался «Ведомостям» ее гендиректор и президент Стивен Элоп. Одна из причин тому – специфичность российской розницы

Есть рынки, где Nokia вынуждена жестко конкурировать, но в России ее позиции «очень прочные» и останутся такими в ближайшем будущем, заявил Элоп «Ведомостям» (см. стр. 05). «Мы вкладывались в развитие местного контента, местных услуг», – объясняет он. В 2010 г. Россия поднялась с 6-го на 4-е место (после Китая, Индии и Германии) по вкладу в выручку Nokia, доходы Nokia в России увеличились на 14,1% до 1,74 млрд евро.

В мире позиции Nokia слабеют. Если в 2009 г. она занимала, по оценке Gartner, 36,4% рынка мобильных устройств (в натуральном выражении), то в 2010 г. – 28,9%. Долю рынка отъедают Apple iPhone и устройства на базе платформы Google Android, а также дешевые no-name бренды из стран Юго-Восточной Азии, констатировал Элоп недавно.

В России ситуация иная. На рынке смартфонов Nokia – безоговорочный лидер, в 2010 г. ее доля (в штуках) даже выросла с 62,9 до 73,4%, свидетельствуют данные IDC (см. график). С этим согласна J’son & Partners: в штучном выражении рыночная доля смартфонов Nokia в 2010 г. выросла с 66,7 до 71,6% (в основном за счет устройств на базе Windows Mobile, доля которых рухнула с 26,3 до 8,3%), а в денежном подсократилась (с 62,7 до 60,2%), но все равно в разы опережает долю главного конкурента – Android (13,4%). Правда, на рынке мобильных телефонов в целом лидерство Nokia (35,8% в штуках и 40,2% в деньгах) уже не очевидно – ей в спину дышит Samsung (35,1 и 31,2% соответственно), свидетельствуют данные J’son & Partners. Весь 2010 год Nokia и Samsung перехватывали лидерство друг у друга, подтверждает PR-директор «Евросети» Ульяна Смольская. Nokia удержала первенство, говорит она, но основная битва переместилась в сегмент операционных систем и здесь – если оценивать по объему трафика передачи данных – лидирует Android.

Возможно, Android выйдет на 1-е место и в продажах смартфонов, допускает представитель J’son & Partners. Но пока условия, сложившиеся на российском рынке, на руку Nokia, отмечает менеджер IDC Саймон Бейкер. Во-первых, объясняет он, в России в отличие от США и Европы не принято субсидировать телефоны (продавать их по сниженной цене в комплекте с операторским контрактом) и это ограничивает спрос на iPhone: в США iPhone продается по $200–300, а в России – по 20 000–30 000 руб. Во-вторых, сама Nokia в 2010 г. снизила российские цены и представила более дешевые модели. В-третьих, на российском рынке (в отличие от западных) практически незаметны коммуникаторы Blackberry, появившиеся с опозданием. И в-четвертых, в России у Nokia традиционно сильный бренд, а мобильные приложения (по части которых сильны Android и Apple) пока не очень популярны, завершает Бейкер.

Позиции Nokia сильны на рынках, где доминируют ритейлеры, а не операторская розница, – например, в Индии, указывает представитель «Связного» Елена Ноготкова: преимущества Nokia в этих странах – сила бренда и грамотная работа с ритейлерами. В России Nokia – лидер во всех ценовых сегментах, кроме аппаратов дороже 25 000 руб., тут лидер Apple, добавляет Ноготкова. Но из 10 самых продаваемых телефонов в России шесть – телефоны Nokia, причем они держат 15% рынка, отмечает она.