Статья опубликована в № 2817 от 24.03.2011 под заголовком: У кого маржа больше

«Связной» увеличил прибыль в десять раз

Хотя «Связной» почти вдвое уступает «Евросети» по уровню прибыльности, растет он гораздо быстрее конкурента. Это может повысить его оценку, когда «Связной» соберется на биржу
ЗАО «Группа компаний «Связной»

Сеть салонов связи. Акционеры – Trellas Enterprises Limited Максима Ноготкова (81,9991%), Patagon Finance (18%, ее владельцы не раскрываются) и Vimpelcom BVI Ltd. (0,0009%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 55,4 млрд руб., чистая прибыль – 2 млрд руб.

В 2010 г. показатель EBITDA «Связного» вырос в 2,3 раза до 4,2 млрд руб., а чистая прибыль – в 10 раз до 2 млрд руб., сообщила вчера группа со ссылкой на неаудированную отчетность по МСФО. Выручка ритейлера увеличилась на 21%, в итоге рентабельность по EBITDA почти удвоилась до 7,5%.

Гендиректор и совладелец ГК «Связной» Денис Людковский объясняет удвоение EBITDA ростом выручки при незначительном увеличении себестоимости товаров и услуг, а также сокращением издержек. «Связной» начал оказывать услуги, которые практически не имеют себестоимости, – настройка телефонов, дополнительные гарантии [на телефоны и другие устройства] и различные финансовые платежи (денежные переводы и погашение кредитов), объясняет он. Валовая маржа (разница между выручкой и себестоимостью товаров и услуг) увеличилась в 2010 г. на 5 млрд руб., из которых 1,4 млрд руб. принесли услуги, а 0,7 млрд руб. – финансовые платежи.

Еще 1,6 млрд руб. обеспечили прочие проекты, в том числе контракт с МТС об управлении ее розничной сетью. Но на него приходится менее 10% валовой маржи, утверждает Людковский. Сокращения издержек удалось добиться также за счет автоматизации приема платежей (в I квартале 2010 г. через терминалы проходило 69% всех платежей, а в IV квартале – уже 81%), сокращения срока оборачиваемости товара и увеличения числа транзакций на одного сотрудника склада, а также снижения ставок на аренду, говорит он.

Рост чистой прибыли Людковский связывает со снижением стоимости обслуживания долгов (примерно на 39%): по коротким кредитам (до года) ставки снизились до 7,5–8,5% годовых, по более длинным – до 9,5%.

Чистый долг «Связного» за 2010 г. увеличился на 30% до 6,1 млрд руб., но если в 2009 г. году он превышал EBITDA в 2,58 раза, то в 2010 г. – лишь в 1,45 раза.

Основной конкурент «Связного» – «Евросеть» отчиталась за 2010 г. на прошлой неделе. Ее показатели росли медленнее, чем у «Связного» (EBITDA увеличилась в 1,88 раза, а выручка – на 12,2%), хотя в абсолютных цифрах EBITDA оказалась почти вдвое выше (8,37 млрд руб.), как и рентабельность (13,5%). Рост прибыльности президент «Евросети» Александр Малис объяснял так же – сокращением издержек и увеличением рентабельности продаж. «Связной», по словам Людковского, тоже планирует достичь двузначной рентабельности, развивая услуги и зарабатывая больше на продажах операторских контрактов.

В конце февраля «Евросеть» обвинила «Связного» в демпинге и начала перехватывать у конкурента торговые точки. Людковский сказал, что компания защищает те салоны, которые считает уникальными. Дефицита в помещениях на российском рынке нет, поэтому такая «возня» приводит лишь к росту арендных ставок, уверен он.

«Евросеть», которая на днях объявила о намерении провести IPO на LSE, очевидно, постаралась максимизировать стоимость и могла добиться более выгодных, чем «Связной», условий сотрудничества с операторами и производителями телефонов, отсюда и более высокая прибыльность, предполагает старший аналитик «ТКБ капитала» Наталья Колупаева. Но и у «Связного» есть хорошие возможности повышать рентабельность, ведь затратный ребрендинг уже позади, добавляет она. «Евросеть» же в этом году, наоборот, затеяла рестайлинг бренда и взялась перекрашивать салоны.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать