Технологии
Бесплатный
Тимофей Дзядко|Наиля Аскер-заде
Статья опубликована в № 2833 от 15.04.2011 под заголовком: «Евросеть» не поняли

«Евросети» не удалось продать акции на Лондонской бирже

Крупнейшему российскому сотовому ритейлеру – «Евросети» – не удалось продать акции на Лондонской бирже. Инвесторы не поняли бизнес-модель ритейлера и предпочли ему другие российские компании, которые размещались в то же время, говорят источники «Ведомостей». Сама «Евросеть» ссылается на «волатильность»
Группа компаний «Евросеть»

Сеть салонов связи. акционер – Euroset Holding N. V. (Нидерланды), принадлежащая Alpazo ltd Александра Мамута (50,1%) и «Вымпелкому» (49,9%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 61,9 млрд руб., EBITDA – 8,37 млрд руб., чистая прибыль – 5,58 млрд руб.

Акционеры «Евросети» решили отложить размещение на Лондонской фондовой бирже, говорится в сообщении компании, размещенном на сайте Лондонской биржи. «Несмотря на то что со стороны инвестиционного сообщества наблюдался повышенный интерес к компании «Евросеть», мы решили отложить проведение IPO в связи с волатильностью на рынках», – приводятся в нем слова президента «Евросети» Александра Малиса.

Материнская структура «Евросети» – нидерландская Euroset Holding N. V. сообщила о намерении провести IPO 22 марта, 1 апреля началось роуд-шоу и был назван ценовой коридор – $9,25–11,30 за глобальную депозитарную расписку (GDR), или $2,7–3,3 млрд за 100% компании. Организаторы размещения Alfa Capital Markets (аффилирована с Альфа-банком), Credit Suisse, Goldman Sachs International и «ВТБ капитал» оценивали компанию еще выше – в $3,2–4,9 млрд. Цена размещения должна была быть объявлена на этой неделе, но «Евросети» не удалось собрать книгу заявок, рассказывали несколько источников, близких к организаторам и участникам размещения.

Кроме «волатильности» неудача «Евросети» может иметь и другие причины, на которые указывают источники «Ведомостей», близкие к участникам размещения.

У компании нетривиальная бизнес-модель, которая основывается на продаже не только устройств, но и услуг телекоммуникационных операторов и финансовых услуг («Интерфакс» сообщал даже со ссылкой на одного из портфельных управляющих, что за счет дилерской комиссии сотовых операторов формируется основная часть прибыли «Евросети»). На объяснение этой модели не хватило времени. Не понимая до конца модели, инвесторы хотели получить дисконт, но акционеры были не готовы продавать акции дешевле нижней границы диапазона.

Низкий спрос на бумаги «Евросети» может быть связан с большим количеством IPO российских компаний – одновременно с «Евросетью» размещались «ЛенспецСМУ» (закрыла книгу заявок вчера, см. стр. 10) и Номос-банк (закрывает в понедельник). «Номос» был «менее агрессивен по цене и оказался понятнее инвесторам», объяснил один из собеседников «Ведомостей» (банк установил ценовой диапазон в $2,8–3,2 млрд за 100% компании, общий объем сделки – от $600 млн). К тому же на встречах с инвесторами организаторы IPO «Номоса» говорили, что якорным инвестором станет Александр Мамут – он может потратить на акции до $100 млн. Это привлекло внимание инвесторов: еще вчера утром переподписка по нижней цене была более чем в два раза, а днем инвесторы стали поднимать заявки ближе к среднему уровню и верхней границе ценового диапазона, рассказывает один из участников размещения «Номоса».

В ходе размещения «Евросети» Мамут, наоборот, выступал якорным продавцом – большая часть денег от IPO должна была достаться Alpazo Ltd. Мамута (владеет 50,1%), которая собиралась расстаться с 35% акций и привлечь $0,95–1,15 млрд (исходя из объявленного ценового диапазона). А «Евросеть» могла рассчитывать на $140–170 млн. То есть инвесторы понимали, что большая часть их денег не попадет в компанию.

Это не первый случай, когда переносится размещение акций российских компаний в этом году, отмечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. В феврале Nord Gold отказалась от размещения, а Челябинский трубопрокатный завод перенес его, напоминает он. В обоих случаях инвесторы настаивали на дисконте примерно в 30%, а это практически то же самое, что незаполненная книга в рамках установленного ценового диапазона, отмечает Кленов. По его словам, обычно к организаторам не применяются никакие санкции за перенос или отмену размещения. Вознаграждение организаторов состоит из фиксированного платежа (меньшая часть) и success-fee, который выплачивается в случае удачного размещения, его банки не получат, уточняет источник, близкий к участникам размещения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more