Виртуальными деньгами можно будет платить в обычных магазинах

Системы онлайн-платежей «Qiwi кошелек» и Webmoney хотят расширить бизнес. Они обсуждают с участниками рынка потребительской розницы возможность оплаты реальных услуг и товаров электронными деньгами

Этим летом платежный сервис Qiwi запустит в коммерческую эксплуатацию проект, позволяющий расплачиваться за реальные товары деньгами из «Qiwi-кошелька», рассказал вице-президент по маркетингу и развитию Qiwi Максим Попов. Детали он не уточнил, но добавил: переговоры об использовании электронных денег для оплаты ведутся с целым рядом сетей общепита, аптечными сетями, ритейлерами и т. д.

Платежи растут. 70

миллиардов рублей объем пополнений электронных кошельков в 2010 г. (рост на 75% по сравнению с 2009 г.)

30

миллионов активных клиентов насчитывалось в конце 2010 г. (+50%)

100

рублей средний остаток на счете активного пользователя Qiwi. Источник: АЭД и Qiwi

Первый проект будет протестирован на небольшой сети кафе, уточнил источник, близкий к Qiwi: посетители смогут оплачивать заказы в безналичной форме, используя электронные деньги.

Переговоры на этот счет ведет и Webmoney, хотя готовых к запуску проектов пока нет, говорит директор по развитию этой компании Петр Дарахвелидзе. Дело в том, что пока неясно, какой вариант оплаты удобен для пользователя, объясняет он. Идентификатором владельца аккаунта обычно является номер мобильного телефона, и, чтобы снять деньги с электронного счета, нужно совершить определенные манипуляции с телефоном – например, послать sms. Мобильные телефоны есть у всех, и все же это может быть не самый удобный вариант, говорит Дарахвелидзе.

«Qiwi-кошелек» решил использовать в качестве инструмента оплаты USSD-запрос, говорит представитель Qiwi Александра Высочкина. Схема выглядит так: пользователь называет номер телефона, кассир вводит его в компьютерную систему и формирует платежное поручение в «Qiwi-кошелек», а тот создает USSD-запрос, который направляется на телефон в виде специального сообщения с опциями «принять» и «отклонить». Получив его, пользователь нажимает клавишу «принять» – и нужная сумма списывается с его электронного аккаунта. Все это занимает две-три секунды, говорит Высочкина. Вопрос о том, взимать ли с этих транзакций комиссию, будет решаться с каждым партнером отдельно, но сейчас в 80% случаев комиссия с суммы платежа из «Qiwi-кошелька» не взимается, а в остальных 20% случаев это меньше 1%, говорит она.

Цель Qiwi – предоставить постоянным пользователям «Qiwi-кошелька» дополнительные возможности, объясняет Высочкина. Обычно, по ее словам, такие пользователи вводят в систему суммы на несколько транзакций сразу, так что на счетах остаются неизрасходованные деньги, которые можно направлять на покупки за пределами интернета.

Идея платежей с электронных кошельков в офлайне сама по себе интересна, признают представители X5 Retail Group, «Седьмого континента», аптечной сети «Ригла». О расширении способов оплаты задумывается и владелец BQ Cafe Хенрик Винтер.

Но операторам, которые решатся развивать этот сегмент, придется выстраивать инфраструктуру для традиционных продавцов, предупреждает заместитель гендиректора «Яндекс. Деньги» Наталья Хайтина (участие «Яндекс. Деньги» в подобном проекте она не комментирует). К тому же в законодательстве четко не регулируется обращение электронных денег, поэтому сейчас использование электронных кошельков в традиционном ритейле маловероятно, добавляет пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова. Это преждевременная услуга для рынка, соглашается заместитель гендиректора «Магнита» Олег Гончаров: в магазинах «Магнита» малого формата еще даже нельзя расплачиваться пластиковыми картами.

Электронные платежи совершенно законны, возражает председатель ассоциации «Электронные деньги» (АЭД) Виктор Достов: они функционируют в рамках общегражданского права, а специализированный закон, регулирующий их деятельность, будет принят в ближайшее время. Достов считает, что оплата с помощью электронных кошельков вполне может занять свою нишу в ритейле, потому что пластиковые карты очень медленно завоевывают этот рынок (около 90% транзакций по картам приходится на снятие наличных) и остаются возможности для других платежных инструментов.