«Яндекс» получил предварительную оценку – $6-7 млрд

«Яндекс», готовящий IPO на бирже NASDAQ, установил диапазон стоимости акций, предполагающий оценку всей компании в $6,42–7,07 млрд. Это примерно на $1 млрд дороже, чем Mail.ru Group, разместившая акции на Лондонской фондовой бирже полгода назад

Yandex N.V.

интернет-холдинг. Акционеры: около 30% (включая опционы) – у основателей и менеджеров, 60% – у инвестфондов, 10% – у частных инвесторов и бывших сотрудников, «золотая акция» – у Сбербанка. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – 12,5 млрд руб., Чистая прибыль – 3,8 млрд руб.

Вчера Yandex N.V., контролирующая крупнейший российский поисковик «Яндекс», объявила ценовой диапазон акций, часть которых она планирует разместить на NASDAQ. Каждая акция оценена в $20–22, исходя из этого вся компания до размещения стоит $6,08–6,68 млрд. Накануне IPO Yandex выпустит еще 15,4 млн акций (4,8% от увеличенного уставного капитала), которые предложит инвесторам. Таким образом, полная стоимость компании после размещения должна составить $6,42–7,07 млрд, из которых ей причитается $308–339 млн (до вычета расходов на IPO).

Еще 36,77 млн акций на $735,5–809 млн планируют продать акционеры «Яндекса», следует из материалов компании (см. врез). Если спрос на акции Yandex превысит предложение, банки – организаторы IPO (Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs) вправе выкупить у компании и акционеров и доразместить еще до 5,2 млн бумаг. Тогда в свободном обращении окажется 17,8% уставного капитала, а общий объем средств, привлеченных компанией и акционерами, составит $1,15–1,26 млрд. Это станет крупнейшим размещением на NASDAQ с начала 2010 г., а Yandex будет первой российской компанией, разместившей акции на этой бирже за последние пять лет (последней – в мае 2006 г. – это сделала СТС Media).

В пересчете на голосующие акции инвесторам достанется гораздо более скромный пакет – всего около 3,6% (если банки-организаторы воспользуются опционом на размещение дополнительных акций). Дело в том, что на биржу попадут только акции класса А, каждой из которых соответствует один голос. Кроме них есть еще акции класса В (по 10 голосов на акцию), они принадлежат в основном основателям компании. После IPO у них останется полный контроль над «Яндексом» – 96,4% голосов. Такое разделение акций было введено в том числе для защиты от недружественных поглощений, объясняет Yandex в проспекте.

Средняя оценка Yandex в $6,75 млрд соответствует 15,4 показателя прошлогодней выручки и 50,3 чистой прибыли. Mail.ru Group, разместившую глобальные депозитарные расписки на Лондонской фондовой бирже в ноябре 2010 г., инвесторы оценили тогда примерно в 19 прогнозных выручек 2010 г. и 100 чистых прибылей. Вчера ее капитализация ($6,24 млрд) соответствовала 22,7 показателя прошлогодней выручки и 40 – чистой прибыли. Но сравнивать Mail.ru Group и «Яндекс» впрямую нельзя, указывает аналитик «Уралсиба» Константин Белов: часть стоимости Mail.ru Group приходится на ассоциированные активы (миноритарные доли в Facebook и Groupon и др.), тогда как «Яндекс» контролирует все основные активы. Кроме того, «Яндекс» зарабатывает в основном на рекламе, а в выручке Mail.ru Group велик удельный вес платных услуг, добавляет он.