«Мегафон» слишком увлекся инвестициями в третье поколение мобильной связи

В I квартале 2011 г. «Мегафон» увеличил выручку, но снизил чистую прибыль. Это результаты в том числе ускоренного строительства сетей мобильной связи третьего поколения (3G), которое компания обещает продолжить

Выручка «Мегафона» в I квартале 2011 г. выросла по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 18% до 55,2 млрд руб., показатель OIBDA – на 11,1% до 23,8 млрд руб. Доходы от мобильной связи прибавили 11,2% до 51,7 млрд руб. Однако чистая прибыль «Мегафона» снизилась на 1,9% до 10 млрд руб. Также сократились рентабельность по OIBDA (на 2,6 п. п. до 43,2%) и средний счет на абонента (ARPU; минус 0,3% по сравнению с I кварталом 2010 г. и минус 6,4% по сравнению с IV кварталом 2010 г.). ARPU уменьшился из-за традиционного для начала года снижения спроса на услуги и появления у абонентов вторых и третьих sim-карт для мобильного интернет-доступа (относительно дешевая услуга), объяснила представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Рентабельность уменьшилась тоже в основном из-за сезонного снижения мобильной выручки.

ОАО «Мегафон»

оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры – TeliaSonera (43,8%), «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (31,1%), Altimo (25,1%). Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – 215,5 млрд руб., чистая прибыль – 49,17 млрд руб.

А причина сокращения чистой прибыли – рост амортизационных отчислений в конце 2010 г. В прошлом году «Мегафон» установил множество базовых станций 3G, на которые стала начисляться амортизация, объясняет Дорохина.

«Мегафон» в самом деле инвестировал в строительство 3G-сетей гораздо активнее «Вымпелкома» и МТС, которые в кризис сократили инвестиции, а в прошлом году только начали их наращивать. В апреле 2011 г. у «Мегафона» действовало 20 000 базовых станций 3G, у МТС – 10 000, а у «Вымпелкома» – 9000. Результат – рост доходов «Мегафона» от услуг передачи данных в I квартале 2011 г. (6,7 млрд руб., +64,3% к аналогичному периоду 2010 г., +7,6% к IV кварталу 2010 г.) и удельного веса неголосовых услуг в общей выручке (26,2% против 25,4% кварталом ранее). Для российских операторов это пока рекорд, говорит директор управления аналитических исследований «Уралсиба» Константин Чернышев. Результаты I квартала 2011 г. МТС и «Вымпелком» еще не опубликовали, а в IV квартале 2010 г. доля дополнительных услуг в их выручке составляла 23,2 и 22% соответственно.

«Мегафон» и не думает сокращать инвестиции. Наоборот, в I квартале 2011 г. их объем утроился по сравнению с январем – мартом 2010 г. до 13,07 млрд руб. Это очень много – 24% от выручки, замечает Чернышев: очевидно, «Мегафон» стремится к давно заявленной цели стать лидером российского рынка мобильной связи по выручке, что требует более высоких темпов развития. Рост выручки на 18% Чернышев считает хорошим результатом, но его настораживает падение рентабельности: это значит, что «Мегафон» активно занялся развитием ритейла – бизнеса крайне низкорентабельного, который вряд ли станет прибыльным в этом году. Падение рентабельности «Мегафона» связано еще и с приобретением менее маржинального бизнеса «Синтерры», добавляет аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Тем не менее хорошие темпы роста мобильного бизнеса и выручки от передачи данных позволяют считать результаты «Мегафона» сильными, говорит он: доходы МТС и «Вымпелкома» от мобильного бизнеса прибавят в I квартале 2011 г., по его прогнозу, только 6–7,5% (без учета доходов от продаж телефонов).