«Яндекс» увеличил собственную цену на $1 млрд
Yandex N.V., контролирующая крупнейший российский поисковик «Яндекс», повысила верхний порог цены размещения с $22 до $25 за бумагу, что увеличивает ее оценочную капитализацию на $1 млрд. Аналитики уверены: компания успешно разместится и по такой оценкеПадение за ростом. 109,4%
Кто заработает на IPO
Yandex N.V.
Сегодня рано утром Yandex N.V. должна объявить о размещении акций на американской бирже NASDAQ. Накануне компания повысила верхнюю границу цены примерно на 14%, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к участникам размещения. Теперь Yandex рассчитывает разместить акции по $24–25 за бумагу, утверждают источники Reuters и «Интерфакса». Официально о пересмотре ценового коридора Yandex не объявляла, но правила американской Комиссии по ценным бумагам и биржам позволяют не сообщать об увеличении цены в пределах 20%.
Yandex и ее акционеры планируют продать 52,17 млн акций (16,3% от увеличенного капитала). Большую часть продают акционеры – 36,77 млн, а компания – всего 15,4 млн («Яндексу» много денег не нужно, говорил близкий к компании источник). Если инвесторы согласятся заплатить максимальную цену, то компания привлечет $385 млн, а ее акционеры – $919,3 млн (до вычета комиссий банкам – организаторам IPO). Кроме того, у банков-организаторов (Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs) есть опцион на выкуп у компании 2,03 млн, а у акционеров – 3,17 млн бумаг. Это возможно, если спрос на акции сильно превысит предложение, что уже и произошло.
Книга заявок переподписана более чем в 10 раз, утверждают два источника, близких к организаторам размещения. Даже сдвинув ценовой диапазон вверх, Yandex разместит бумаги по максимальной стоимости, не сомневаются они. В таком случае стоимость 100% Yandex по итогам размещения составит $8,03 млрд, общий объем привлеченных компанией и ее акционерами средств превысит $1,43 млрд, а на рынке будет обращаться 17,8% акций компании.
Даже первоначальная оценка «Яндекса» делает его почти вдвое более дорогим, чем Google, по соотношению P/E (рыночная стоимость к чистой прибыли), указывает Bloomberg: 23 против 13. Но с точки зрения мультипликаторов «Яндекс» стоит сравнивать не с Google, а с быстро растущими интернет-компаниями развивающихся рынков – российской Mail.ru Group или китайскими Tencent, Baidu и Youku, считает партнер Runa Capital Андрей Близнюк. Вкладываясь в актив, инвесторы смотрят прежде всего на потенциал роста его выручки (выручка «Яндекса» в 2010 г. в рублях прибавила 43%), говорит он, и часто лучшим ориентиром является не прямой конкурент, растущий медленнее, а компании из сравнимого сектора, близкие к оцениваемой по темпам роста.
Повышение ценового коридора – достаточно редкое явление, обычно компании и банки идут на это, только будучи уверены, что это не отпугнет инвесторов и не развалит собранную книгу заявок, добавляет Близнюк.
Повышение цены – ответ на спрос, согласен аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов. Так же поступила на прошлой неделе американская социальная сеть LinkedIn, увеличив первоначальную цену размещения на 1/3, напоминает он (см. врез). В итоге инвесторы получат бумагу с чуть меньшим запасом роста стоимости, признает Белов, но насколько, оценить не берется. Его коллеги из других инвесткомпаний, опрошенные «Ведомостями», также затруднились назвать справедливую стоимость акций «Яндекса».
В первые дни торгов бумаги «Яндекса» в любом случае будут дорожать, верит аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина. Судя по всему, так же считают и инвесторы, говорит она: «Яндекс» не рискнул бы повышать цену, если бы не увидел предпосылок для этого.
Высокая оценка бизнеса «Яндекса» показывает, что в России немного по-настоящему высокотехнологичных компаний и инвесторы готовы переплачивать за существующие, полагает директор российского разработчика ПО для видеосвязи Trueconf (бывший «Видеопорт») Михаил Готальский. С другой стороны, отмечает он, «Яндекс» – основной поисковик и в России, и во многих русскоговорящих странах, и крупнейшему в мире поисковику Google до сих пор не удалось потеснить его. По данным LiveInternet на март 2011 г., доля «Яндекса» на рынке поиска в рунете составляла 65%, Google – 21,8%, а Mail.ru – 7,1%.
Представитель «Яндекса» вчера сказал, что цена размещения еще не определена.