Интернет-компании готовят новый бум на фондовом рынке

В интернет-бизнесе бум IPO, как в эпоху доткомов. После успеха «Яндекса», Mail.ru Group, LinkedIn и китайской Renren на биржу собираются сервис скидок Groupon и производитель игр для социальных сетей Zynga

Groupon собирается привлечь $750 млн, следует из ее проспекта к IPO. IPO пройдет в 2011 г. Организаторы – Credit Suisse, Goldman Sachs, Morgan Stanley. По данным Reuters и Bloomberg, Groupon при IPO может быть оценена в $15–25 млрд. В конце 2010 г. Google давала $6 млрд.

Два последних банка наняты и Zynga, сообщило Reuters. По данным Bloomberg, Zynga планирует привлечь $1 млрд и подаст заявку на IPO в июне.

Groupon и Zynga получили $1,14 млрд и $519 млн соответственно от венчурных инвесторов, в том числе DST Global. Продаст ли DST акции Groupon и Zynga на бирже, в фонде не говорят. У DST около 8% Groupon. В Zynga DST и три фонда вложили $180 млн; в Groupon, по данным проспекта к IPO, DST вложила $100 млн в 2010 г.

В январе 2011 г. семь фондов, в их числе DST, вложили $950 млн в Groupon. Из проспекта к IPO ясно, что $810 млн пошло на выкуп акций у ее основателей и ранних акционеров. Это признак спекулятивной сделки, считает аналитик Deutsche Bank Юлия Гордеева: фонды обычно дают деньги на развитие; согласившись на выкуп, они явно ждут, что IPO пройдет при более высокой оценке.

Оценки интернет-компаний сейчас спекулятивные, считает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина, например, трудно обосновать оценку Groupon в $15–25 млрд: выручка растет хорошо, но компания убыточна, у нее высокие затраты, и рынок, на котором она работает, очень конкурентный. По данным проспекта к IPO, выручка Groupon в 2010 г. выросла в 24 раза до $713 млн, а ее чистый убыток составил $456 млн.

Инвесторам нравится верить в новое чудо – купоны, говорит эксперт «Финама» Леонид Делицын: они считают, что это может быть феномен вроде контекстной рекламы, на которой взлетела Google.

Groupon предложила новый продукт, у нее огромная база подписчиков, но нет технологии – как у Google и «Яндекса», – которую сложно копировать, думает Лепетухина, и, если другой сервис предложит большие скидки, нет гарантии, что Groupon не лишится аудитории.

Бум IPO свидетельствует о наличии на рынке свободных средств и вере инвесторов в большую надежность интернет-компаний по сравнению, например, с нано- и биотехнологиями, считает Делицын.

У сегодняшних интернет-компаний в отличие от доткомов 2000 г. есть выручка и иногда прибыль, говорит Гордеева, но не все из этих бизнесов выживут – очень быстро меняются технологии.

В конце мая на NASDAQ $1,43 млрд привлек «Яндекс», весь поисковик был оценен в $8 млрд. Китайская Renren привлекла на NYSE $743,4 млн. А социальная сеть LinkedIn привлекла $352,8 млн по оценке $4,25 млрд, в первый день торгов котировки взлетели на 109%. Миноритарий LinkedIn Питер Тиль позже заявил, что инвестбанки недооценили компанию.

Аналитики, опрошенные Bloomberg, предостерегали, что в интернете зреет новый пузырь. Они основывались на росте капитализации на вторичном рынке акций соцсети Facebook.