Пора переходить к бесконтактным сервисам

– Санкт-Петербург, метро, мобильный оператор – «Мегафон»,

«Технологии процессинга»

Разработчик программного обеспечения. Совладельцы (данные ЕГРЮЛ): ЗАО «Платежные технологии» (50%), ООО «Файв ки эстейт» (39%), Олег Золотарев (11%). Финансовые показатели (2009 г.): выручка – 11,4 млн руб., чистая прибыль – 229 000 руб. Специализируется на разработке и внедрении электронных и мобильных платежных систем.

В ближайшие годы рынок NFC-услуг (технология обеспечивает передачу данных по радиоканалу на короткие расстояния между различными электронными устройствами, сочетающими в себе функции бесконтактного считывателя и бесконтактной карты) в России начнет активно развиваться применительно к транспортным и ритейловым услугам, со временем данная технология мобильных платежей займет свое место наряду с банковскими картами, проникая в смежные ниши за счет большего уровня интерактивности. Основания для таких прогнозов – современные тенденции за рубежом, а также особенности развития российского рынка мобильных платежей.

В России уровень проникновения сотовой связи оценивается в 143% (это потенциальные пользователи мобильных платежных систем), при этом 70% населения остается небанковским. Эти благоприятные факторы делают российский рынок особенно привлекательным для внедрения систем мобильных платежей. Бесконтактные мобильные технологии – это следующий шаг в развитии мобильных платежей, максимально упрощающий процесс оплаты.

Однако успешное развитие бесконтактных платежей и мобильных финансовых услуг на базе технологии NFC в России потребует решения комплекса технических, нормативно-правовых и организационных задач.

К техническим вопросам относится, например, выработка единого подхода в вопросе интеграции элемента безопасности (Secure Element) в мобильный NFC-терминал с учетом международных тенденций и российских стандартов применения криптографических средств.

Другая проблема технического характера – это отсутствие на рынке пользовательского оборудования (NFC-телефонов) и инфраструктуры приема NFC-платежей. Решением проблемы дефицита абонентских устройств является использование альтернативных NFC-модулей, обеспечивающих NFC-функционал на телефонах различных марок и моделей, таких как MIFARE-наклейки (активные и пассивные), вкладыши под sim-карты N-flex и др. Данные решения можно считать временными, их целесообразно использовать до широкого распространения NFC-телефонов и смартфонов, пользовательские качества которых гораздо выше. Что касается инфраструктуры обслуживания, то в России существующая система оплаты и контроля проезда в пригородных электропоездах и в метро (турникеты на станциях оборудованы бесконтактными картридерами) позволяет уже сейчас без значительных материальных затрат предоставить сервис по оплате билетов пользователям NFC-телефонов.

К организационным задачам можно отнести построение схем взаимодействия заинтересованных сторон и обеспечение информационной безопасности сервиса в экосистеме NFC-услуг, включающей множество участников. Обеспечение информационной безопасности является сферой ответственности третьей доверенной стороны. Предпочтительно, чтобы при реализации мобильных NFC-приложений, требующих серьезной информационной защиты, права установки приложений в элемент безопасности имела только третья доверенная сторона.

Однако NFC-платежи не существуют отдельно от других способов безналичной оплаты. Организацию взаимодействия участников внутри экосистемы безналичной оплаты товаров или услуг какого-либо предприятия должна взять на себя компания-интегратор, обладающая соответствующим уровнем компетенции и опытом.

Еще одна проблема рынка NFC в России – отсутствие единых стандартов на оконечное оборудование данных и протоколы у операторов связи и поставщиков услуг (транспортных предприятий). Как следствие – произвольный, несогласованный выбор поставщиков и решений и отсутствие гарантированной совместимости информационных систем будущих проектов и существующей или создаваемой сети терминальных устройств. Среди нерешенных задач остается выработка унифицированных технических спецификаций, ориентированных на международные стандарты. Для полноценного функционирования NFC-систем необходимо выработать требования к совместимым решениям и провести тестовые испытания на базе пилотных зон (транспорт, ритейл). Выработанные рекомендации и правила могут быть закреплены в рамках общественной или научной организации – Инфокоммуникационного союза, ЦНИИС, российского аналога NFC Forum.

Проекты NFC в России

Сейчас в России уже реализуются несколько пилотных проектов, которые можно отнести к NFC-совместимым. Наиболее известные из них – в московском и петербургском метро, на «Аэроэкспрессе» в Москве, на общественном транспорте в Екатеринбурге. При этом используются различные технические решения относительно обеспечения мобильных телефонов NFC-функционалом:

a) на базе альтернативных NFC-телефонам форм-факторов (стикеры, вкладки) с эмиссией более 100 000 штук:

– Москва, метро, мобильный оператор – МТС,

– Екатеринбург, пассажирский транспорт, технический провайдер – компания «Розан»;

б) на базе NFC-телефонов:

– «Аэроэкспресс», разработчик – «Технологии процессинга».

Из публикаций специализированных СМИ и интервью представителей компаний в 2011 г. можно сделать выводы о повышении интереса операторов большой тройки и крупных розничных банков к данной тематике. К запуску готовятся еще несколько проектов:

«Аэроэкспресс» (Москва, разработчик и интегратор – ООО «Технологии процессинга») – планируется подключение всех мобильных операторов, решение на NFC-телефонах, стикерах, вкладышах, III–IV квартал 2011 г.;

ГУ «Организатор перевозок» (Санкт-Петербург) внедряет единую транспортную карту «Подорожник», инфраструктура имеет возможность приема NFC-телефонов, 2011 г.;

петербургское метро – два мобильных оператора осуществляют пилотные проекты по организации оплаты проезда для своих абонентов. Решения основаны на NFC-стикерах и UICC-картах с secure-модулем, III–IV квартал 2011 г.;

проекты в области эквайринга карт PayPass в сотрудничестве с MasterCard ведутся несколькими банками. Оборудование для чтения бесконтактных карт PayPass будет установлено на турникетах «Аэроэкспресса» (Москва) и в сети магазинов «Морковь» (Санкт-Петербург) и позволит принимать NFC-платежи.

Наблюдаемое активное развитие мобильных NFC-услуг на основе различных решений ставит вопрос о совместимости решений на уровне программного и аппаратного обеспечения сервисов. С целью преодоления данного барьера и выработки требований к совместимым решениям проектом «NFC» Инфокоммуникационного союза инициировано создание открытой платформы NFC-сервисов. Миссия открытой платформы – предоставление открытых интерфейсов для подключения любых NFC-продуктов к неограниченному числу провайдеров NFC-услуг. Открытая платформа NFC-сервисов позволит объединить разрозненные проекты в области NFC в унифицированную инфраструктуру.