Телекоммуникаций больше нет

Российский рынок телекоммуникационных услуг за последние годы достиг определенной зрелости, а по отдельным направлениям развития вышел на мировой уровень. Но значительная часть территории страны до сих пор не имеет устойчивой сотовой связи – по оценкам аналитиков, ни много ни мало 14 млн человек, или 10% населения России. Еще большему числу людей недоступны технологии третьего поколения сотовой связи, а инвестиции, которые необходимы для решения этих задач, сопоставимы с затраченными средствами. В стране существует цифровое неравенство – и это не только техническая или экономическая проблема, но и социальная.

Для ее решения требуются специальные меры регулирования и поддержки государства, и не все они носят классический рыночный характер. Прежде всего это инициативы, связанные с совершенствованием системы универсального обслуживания. Мы установили 148 302 таксофона и открыли 20 847 пунктов коллективного доступа в интернет. Однако встает вопрос, до какой степени они нужны, потому что запросы наших граждан в плане доступа к информации стали совершенно другими. Поэтому по поручению правительства Минкомсвязь вместе с другими ведомствами готовит предложения по изменению системы универсального обслуживания.

Другие инициативы направлены на снижение экономического порога доступа граждан к информации. Так, для снижения цен на роуминг использовались как рыночные меры, так и логическое убеждение и определенные административные действия, в первую очередь наших коллег из ФАС. Недавно в Госдуме подготовлен законопроект, запрещающий взимать с абонентов плату за входящие вызовы в пределах сети своего оператора. На международном уровне без помощи регулятора эту проблему решить невозможно, поэтому мы ведем активные переговоры со своими зарубежными коллегами.

Проведенная государством реформа «Ростелекома» одной из целей также ставила задачу ликвидировать цифровое неравенство в стране, добиться выравнивания цен на аналогичные услуги связи для всех граждан, причем не путем повышения цен, а их снижения. С июня 2009 г. запущены социальные тарифы на доступ в интернет. Тарифный план «Социальный» предусматривает предоставление безлимитного доступа в интернет со скоростью передачи данных до 108 Кб в секунду. Апрельское исследование «Яндекса» показало, что наиболее тяжелая ситуация – на Дальнем Востоке, но даже там средний платеж за безлимитный интернет подешевел на 36% (до 936 руб. в месяц). Меньше всего за доступ в сети стали платить жители Уральского федерального округа – 167 руб. за 1 Мб в секунду, это падение на 48%. Мы выступаем именно за такое снижение цен.

Все готовы конкурировать на московском телекоммуникационном рынке, мало кто хочет идти на Дальний Восток, в Сибирь, в мелкие населенные пункты. Но нужно искать золотую середину для удовлетворения потребностей всего общества, а значит, придется совершенствовать механизмы господдержки тех операторов связи, которые решают общественно значимые задачи. Например, выдача лицензий на право использования спектра в диапазоне частот 2,3 МГц и 2,4 МГц была обусловлена требованием к применению оборудования национальных производителей.

Новое регулирование

Сегодня можно говорить о переходе к новой конфигурации телекоммуникационного рынка России, когда состоялся альянс между фиксированной и мобильной связью. Этому рынку нужно новое законодательство, но и оно будет переходным, потому что телекоммуникаций в прежнем понимании уже нет. Быстрыми шагами наступает новая модель отношений, в которой главными являются уже не операторы, а поставщики контента.

Интернет-гиганты, в первую очередь Google, быстро и решительно наступают. Американская федеральная комиссия по связи откликнулась на эти новые тенденции, в январе приняв решение о создании нового законодательства, базирующегося на принципе сетевой нейтральности, недискриминационном пропуске трафика. Но уже в апреле федеральный суд вынес постановление о невозможности обязать операторов связи, предоставляющих доступ к интернету, держать свои сети открытыми для всех видов контента и предоставил операторам связи возможность самостоятельно снижать скорость передачи трафика крупных популярных файлообменных систем. Как видите, в Америке идут достаточно сложные дискуссии по этому вопросу.

России важно найти свою сбалансированную модель телекоммуникаций. В отличие от Америки и Европы для нас приоритетной остается проблема высокоскоростной доступности, а эту проблему решают операторы связи.

Другая российская проблема – недостаточность частотного ресурса. Новые технологии требуют значительно более широкие полосы, а у нас эти полосы заняты военными и зачастую устаревшими технологиями. Наши расчеты показывают, что для расчистки полосы так называемого цифрового дивиденда потребуется не менее $2 млрд. Поэтому одним из направлений нашей деятельности стало создание механизмов привлечения инвестиций и обеспечения гарантий инвесторам, которые участвуют в конвекции радиочастотного спектра. С этой целью идет работа над специальным нормативно-правовым актом – скорее всего, он будет выпущен в форме указа президента.

Недавно ликвидирован еще один старинный тормоз в развитии новых технологий. Принято решение правительства о введении механизма платности за использование радиочастотного ресурса, введении принципа обязательной оплаты спектра для всех потребителей, в том числе и в диапазонах совместного использования, что позволит включить механизм конверсии частот экономических символов. И мы также рассчитываем, что будет обеспечен переход на технологии, более экономно использующие конечный частотный ресурс. Разработана специальная методика, стимулирующая операторов отказываться от этих устаревших технологий.

26 апреля 2011 г. правительством утвержден план реализации мероприятий по оптимизации регулирующих функций. Он предусматривает семь основных направлений: это вопросы регулирования использования радиочастотного спектра и деятельности радиочастотной службы; оптимизации административных процедур по лицензированию деятельности в области связи и процедуре торгов на право получения лицензий; это оптимизация процедур регистрации радиоэлектронных средств радиочастотных устройств; вопросы ввоза радиоэлектронных средств на территорию России; и очень важный вопрос – оптимизация административных процедур, связанных с вводом в эксплуатацию сетей связи. Планируется принятие или внесение изменений в значительное количество нормативных актов.

В условиях быстрой смены поколений технологий важное значение приобретает работа регулятора на опережение при установлении требований к оборудованию. Мы планируем более активно участвовать в выработке международных стандартов и их переносе в Россию. В этом вопросе для нас очень важна координированная деятельность администраций связи, научных подразделений, операторов связи, производителей – всех участников рынка.