«Крок» счел работу с госструктурами слишком рискованной

Один из крупнейших российских IT-интеграторов – «Крок» последовательно снижает долю госконтрактов в выручке. Это слишком рискованный бизнес, считает основатель и гендиректор компании Борис Бобровников

В 2010 г. доля госконтрактов в выручке «Крока» составила 13,5%, оказавшись почти вдвое меньшей, чем в начале 2000-х гг. (тогда она составляла около 25%), рассказал Бобровников «Ведомостям». В прошлом году выручка «Крока» составила $832 млн (+32%) – таким образом, вклад госконтрактов мог составить $112,3 млн. Но риски при работе с государственными заказчиками намного выше, чем любая возможная прибыль, – Бобровников говорит, что осознал это около 10 лет назад и с тех пор занялся снижением доли госконтрактов в выручке.

«С государством работать сложнее, чем с коммерческим рынком, но позволить себе с ним не работать мы не можем и не хотим», – говорит президент IT-холдинга «Ланит» Георгий Генс. По его словам, госорганизации обычно объявляют конкурсы с задержкой: за первые три квартала они расходуют максимум 20% IT-бюджета, а 80% – в последнем квартале. Из-за этого победителю тендера часто приходится выполнять проект в спешке в последние месяцы года, рассказывает Генс.

Хотя многое зависит от ведомства, говорит гендиректор IBS Сергей Мацоцкий. Одни ведомства «осваивают бюджеты», а другие заказывают серьезные инфраструктурные проекты. Например, госкорпорация «Росатом» – «одна из самых жестких и лучших компаний [госзаказчиков] и с точки зрения процедуры торгов, и по «прессованию» подрядчиков, и по уровню профессионализма». В некоторых компаниях коррупция и фаворитизм могут быть не меньшими, чем в иных ведомствах, замечает Мацоцкий.

До недавних пор госсектор был крупнейшим заказчиком IT-услуг в России. Но в 2010 г. на первое место впервые вышли банки – на них, по оценке аналитической компании IDC, пришлось 19,8% всех затрат на IT-услуги в России (составили в 2010 г. $4,67 млрд), а на госсектор – только 17,5%.

Организаторы большинства госпроектов в России руководствуются нерыночными критериями, объясняет председатель Лиги независимых экспертов в области IT-технологий Сергей Карелов. Если бизнес обычно стремится увеличить отдачу на инвестиции, то целью организаторов государственных тендеров часто является угодить высшему начальству. «Ты можешь выполнить проект в лучшем виде, а клиент не будет доволен», – сетует Карелов.