Отчетность «Яндекса» обвалила котировки его акций

Публикация первой отчетности «Яндекса» в качестве публичной компании привела к резкому падению котировок. Возможно, это реакция инвесторов на снижение рентабельности и утроение капзатрат

В помощь веб-мастеру

«Яндекс» думает о создании системы раннего оповещения администраторов сайтов о том, что на их ресурсах доступны персональные данные пользователей, заявил Волож. Речь идет не о том, что «Яндекс» сам будет удалять такие данные из своего индекса, а лишь о том, чтобы помочь веб-мастерам оперативно узнавать о возможных проблемах, уточнил Волож.

Yandex N. V.

Интернет-холдинг. Владеет ООО «Яндекс», управляющим крупнейшей в России поисковой системой Yandex.ru. Акционеры: Baring Vostok Capital Partners (19,1%), Tiger Global (16,7%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), другие (31,3%). Капитализация – $11,6 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – 12,5 млрд руб., чистая прибыль – 3,8 млрд руб.

Консолидированная выручка «Яндекса» выросла во II квартале 2011 г. на 57% к аналогичному периоду прошлого года и составила 4,5 млрд руб., сообщила вчера компания. Операционная прибыль увеличилась на 20% до 1,4 млрд руб., а чистая – на 11% до 1,1 млрд руб. Также «Яндекс» опубликовал показатели скорректированной чистой прибыли и EBITDA – 1,3 млрд и 1,9 млрд руб. соответственно. Эти показатели не являются общепринятыми в GAAP, констатирует «Яндекс» в своем сообщении. Но они лучше отражают операционную деятельность компании, поскольку исключают курсовые разницы и неденежное вознаграждение менеджмента, объяснил финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин. Использование скорректированных показателей оправданно, согласна аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина.

По итогам 2011 г. выручка «Яндекса» вырастет на те же 55–60%, ожидает Шульгин. Но капзатраты вырастут еще больше – в 2,7 раза до 6 млрд руб. Это много – примерно 30% годовой выручки компании против общепринятых 17–18%, признает Шульгин. Но инвестиции необходимы: в этом году «Яндекс» активнее строит новые дата-центры, причем в основном за пределами России и СНГ, объяснил сооснователь и гендиректор компании Аркадий Волож. Дело в том, что «Яндекс» начал предоставлять пользователям возможность искать информацию на иностранных языках, в связи с чем ему приходится индексировать все больше сайтов во всем мире, говорит Волож. Конкретные планы выхода «Яндекса» на зарубежные рынки он комментировать не стал. Но ранее источники «Ведомостей» в интернет-компаниях рассказывали, что осенью «Яндекс» запустит сервисы в Турции, а затем и в странах Западной и Восточной Европы.

В 2012 г. «Яндекс» планирует вернуться к обычному уровню капзатрат, добавляет Шульгин.

Очевидно, что увеличение капзатрат связано с выходом «Яндекса» на международные рынки, ведь инвестиции на развитие бизнеса в России были в последнее время стабильными, говорит Лепетухина. Но ее настораживает сильное падение рентабельности по EBITDA – по сравнению с показателем годичной давности этот показатель снизился на целых 8 п. п. до 42,1%. Волож объясняет это тем, что во II квартале 2011 г. компания серьезно потратилась на строительство инфраструктуры, наем новых сотрудников, подготовку к IPO (состоялось в мае на бирже NASDAQ) и рекламные кампании. Из-за широкого найма во II квартале существенно – на 65% – выросли расходы на персонал. Во втором полугодии они будут значительно более скромными, обещает Волож.

Инвесторы нервно отреагировали на отчетность «Яндекса». Сразу после ее публикации стоимость акций компании на NASDAQ упала на 11,3% до $34,26 за бумагу. К 20.30 МСК котировки подросли до $36,27, т. е. падение составило 6,5%.

Скорее всего, инвесторов насторожило именно снижение рентабельности «Яндекса» по EBITDA, согласна аналитик «ВТБ капитала» Анастасия Обухова. Капзатраты же хотя и высокие, но соответствуют темпам развития интернет-компании, считает она. «Яндексу» еще накануне IPO стоило предупредить инвесторов, что рентабельность упадет, считает менеджер крупного инвестбанка: похоже, что те ожидали от компании более высоких темпов роста.