Статья опубликована в № 2908 от 03.08.2011 под заголовком: Почем «Связной»

Акции «Связного» продаст кипрский акционер розничной сети

В преддверии IPO на Лондонской фондовой бирже «Связной» назвал предварительную оценку стоимости своего бизнеса – $1,8–2,6 млрд. Аналитики считают такую оценку излишне щедрой, особенно учитывая то, что средства от IPO предполагается направить на финансирование других проектов
Денис Людковский
А.Махонин
Не ждет проблем. 10

миллиардов рублей составлял общий долг «Связного» на конец июня 2011 г., в том числе чистый долг – 8,7 млрд руб., рассказал Гунин. Соотношение «чистый долг / EBITDA» у компании вполне комфортное – 1,6, говорит он, причем весь долг номинирован исключительно в рублях.

ЗАО «Группа компаний «Связной»

розничная сеть. 2475 салонов, в которых продаются электронные устройства, услуги связи и финансовые услуги. акционер – Svyaznoy N.V. (99,99%), ее основной владелец – Максим Ноготков. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): Выручка – 56,4 млрд руб., чистая прибыль – 2,23 млрд руб.

Вчера гендиректор «Связного» Денис Людковский впервые обозначил основные параметры размещения акций, запланированного нидерландской Svyaznoy N.V. – единственным акционером «Связного». По словам Людковского, IPO может состояться на Лондонской фондовой бирже в апреле – мае или в октябре 2012 г. Сама Svyaznoy N.V. продавать акции не планирует, это собирается сделать только ее акционер – кипрская Trellas Enterprises Ltd., основным владельцем которой является Максим Ноготков, а Людковский – миноритарием. Trellas рассчитывает продать от 20 до 40% акций Svyaznoy N.V., говорит Людковский. По его словам, «Связной» уже собрал предварительные оценки от банков, приглашенных участвовать в размещении; исходя из них 100% Svyaznoy N.V. могут стоить $1,8–2,6 млрд. Но это не окончательная оценка, добавляет директор по экономике и финансам «Связного» Андрей Гунин: она основана на текущих финансовых показателях ритейлера, которые в 2012 г. могут измениться.

Все средства, вырученные от размещения акций Svyaznoy N.V., Trellas планирует направить на развитие своих проектов, в том числе и сети «Связной», но в первую очередь – «Связного банка», рассказывает Людковский. Самому «Связному» хватает тех средств, которые генерирует его бизнес, объясняет Гунин. А «Связной банк» нуждается в инвестициях: он расширит спектр финансовых продуктов и услуг, благодаря чему выиграет и «Связной», ведь продаваться эти услуги и продукты будут и в его салонах. По итогам первого полугодия 2011 г. общий розничный оборот «Связного» вырос на 89% и составил 110,7 млрд руб., где 80,7 млрд – оборот по платежам, а около 18 млрд руб. из платежного оборота приходятся на пополнение карт «Связного банка». Доля финансовых услуг и платежей в валовой марже «Связного» выросла по сравнению с январем – июнем 2010 г. с 10 до 13%.

Весной 2011 г. IPO на Лондонской бирже чуть было не провел основной конкурент «Связного» – «Евросеть». Она отменила размещение в последний момент «из-за волатильности на рынках». Компании не удалось собрать книгу заявок, объясняли источники, близкие к организаторам IPO. Накануне планировавшегося размещения «Евросеть» оценивала себя в $2,7–3,3 млрд, или в 8–10 показателей EBITDA без учета долга, напоминает аналитик Номос-банка Игорь Нуждин. «Связной» же, если удвоить его полугодовую EBITDA, оценивает себя в 18–26 этих показателей, т. е. в 2,5 раза дороже, хотя у «Евросети» гораздо более развитая сеть и больше точек продаж, чем у «Связного» (более 4200 и 2475 соответственно), замечает Нуждин.

Правда, Людковский обещает, что этот год «Связной» завершит с более высокой рентабельностью по EBITDA, чем в первом полугодии. В первом полугодии рентабельность составляла 4,4%, что Людковский объясняет спецификой мобильного ритейла – сезонностью бизнеса. Но удельный вес телефонных продаж в общем обороте «Связного» сокращается – в январе – июне 2011 г. он составил 14,5 против 26% годом ранее. Вдобавок сейчас маржа этого бизнеса вновь растет: июльский оборот «Связного» от продажи телефонов вырос к июлю 2010 г. на 20%.

Маржа бизнеса по продаже телефонов начала расти, согласен президент «Евросети» Александр Малис, но ценовая война еще может возобновиться. «Евросеть» способна выдерживать ее гораздо дольше конкурента, уверен Малис: у нее выше и прибыль, и рентабельность. Аудированные показатели «Евросети» за первое полугодие 2011 г. он обещает раскрыть только осенью, но говорит, что и прибыль, и EBITDA «значительные». (В 2010 г. рентабельность «Евросети» по EBITDA составляла 13,5%, а «Связного» – 7,7%.)

«Связной» же, по мнению Малиса, де-факто убыточен: положительный показатель EBITDA получен исключительно благодаря выплате со стороны МТС по соглашению о помощи в строительстве монобрендовой розничной сети оператора. Если оценивать «Связной» по обороту, то он стоит максимум $600 млн минус долг, считает Малис.

Выплата от МТС состоялась, подтверждает Людковский, но она составила менее 10% от полугодового значения валовой прибыли «Связного», т. е. менее 1 млрд руб. Полугодовая EBITDA же превысила 1,3 млрд руб. Представитель МТС воздержался от комментариев,

Если исходить из предположения, что рентабельность по EBITDA «Связного» в 2011 г. составит 7,7%, а выручка весь год будет расти такими же темпами, как в январе – июне, то этот год ритейлер завершит с EBITDA на уровне $180 млн, рассуждает аналитик ФК «Открытие капитал» Александр Венгранович. $1,8–2,6 млрд – это 10–14,4 показателя EBITDA, т. е. примерно тот же мультипликатор, по которому оценивалась «Евросеть». Но «Евросети» не удалось собрать достаточный для размещения портфель заявок и это не удивительно, ведь, например, акции «М.видео» сейчас торгуются по гораздо более низкому мультипликатору – 7,4 показателя EBITDA 2011 г., обращает внимание Венгранович.

Не меньший повод для беспокойства – то, что все деньги от IPO пойдут на сторонние проекты акционера, говорят Венгранович и его коллега из «ВТБ капитала» Иван Кущ. Помимо Svyaznoy N.V. и «Связного банка» Trellas Enterprises Ltd. контролирует проект «Связной маркет» (онлайн-дистрибуция широкого круга товаров) и сеть ювелирных магазинов Pandora. Инвесторы не любят, когда главная цель размещения – привлечение денег основным акционером, им бы хотелось инвестировать в тот бизнес, долю в котором они приобретают, указывает Кущ. Если цель – профинансировать дружественные проекты, то логичнее, чтобы эти проекты сами и проводили IPO, согласен Венгранович, а так получается, что «Связной» финансирует стартапы. Очень важно, чтобы акционер и менеджмент «Связного» показали взаимосвязь между бизнесом ритейлера и другими проектами Ноготкова и убедительно объяснили инвесторам, почему «Связной» выиграет от инвестиций в эти проекты, говорят оба аналитика.

Представленная вчера схема размещения еще может уточняться, сказал «Ведомостям» Ноготков. Такого, чтобы деньги от IPO не достались «Связному», в любом случае не будет, обещает он, а бизнес «Связного банка» тесно интегрирован с ритейлером.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать