Акции «Связного» продаст кипрский акционер розничной сети

В преддверии IPO на Лондонской фондовой бирже «Связной» назвал предварительную оценку стоимости своего бизнеса – $1,8–2,6 млрд. Аналитики считают такую оценку излишне щедрой, особенно учитывая то, что средства от IPO предполагается направить на финансирование других проектов
Денис Людковский /А.Махонин

Не ждет проблем. 10

миллиардов рублей составлял общий долг «Связного» на конец июня 2011 г., в том числе чистый долг – 8,7 млрд руб., рассказал Гунин. Соотношение «чистый долг / EBITDA» у компании вполне комфортное – 1,6, говорит он, причем весь долг номинирован исключительно в рублях.

ЗАО «Группа компаний «Связной»

розничная сеть. 2475 салонов, в которых продаются электронные устройства, услуги связи и финансовые услуги. акционер – Svyaznoy N.V. (99,99%), ее основной владелец – Максим Ноготков. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): Выручка – 56,4 млрд руб., чистая прибыль – 2,23 млрд руб.

Вчера гендиректор «Связного» Денис Людковский впервые обозначил основные параметры размещения акций, запланированного нидерландской Svyaznoy N.V. – единственным акционером «Связного». По словам Людковского, IPO может состояться на Лондонской фондовой бирже в апреле – мае или в октябре 2012 г. Сама Svyaznoy N.V. продавать акции не планирует, это собирается сделать только ее акционер – кипрская Trellas Enterprises Ltd., основным владельцем которой является Максим Ноготков, а Людковский – миноритарием. Trellas рассчитывает продать от 20 до 40% акций Svyaznoy N.V., говорит Людковский. По его словам, «Связной» уже собрал предварительные оценки от банков, приглашенных участвовать в размещении; исходя из них 100% Svyaznoy N.V. могут стоить $1,8–2,6 млрд. Но это не окончательная оценка, добавляет директор по экономике и финансам «Связного» Андрей Гунин: она основана на текущих финансовых показателях ритейлера, которые в 2012 г. могут измениться.

Все средства, вырученные от размещения акций Svyaznoy N.V., Trellas планирует направить на развитие своих проектов, в том числе и сети «Связной», но в первую очередь – «Связного банка», рассказывает Людковский. Самому «Связному» хватает тех средств, которые генерирует его бизнес, объясняет Гунин. А «Связной банк» нуждается в инвестициях: он расширит спектр финансовых продуктов и услуг, благодаря чему выиграет и «Связной», ведь продаваться эти услуги и продукты будут и в его салонах. По итогам первого полугодия 2011 г. общий розничный оборот «Связного» вырос на 89% и составил 110,7 млрд руб., где 80,7 млрд – оборот по платежам, а около 18 млрд руб. из платежного оборота приходятся на пополнение карт «Связного банка». Доля финансовых услуг и платежей в валовой марже «Связного» выросла по сравнению с январем – июнем 2010 г. с 10 до 13%.

Весной 2011 г. IPO на Лондонской бирже чуть было не провел основной конкурент «Связного» – «Евросеть». Она отменила размещение в последний момент «из-за волатильности на рынках». Компании не удалось собрать книгу заявок, объясняли источники, близкие к организаторам IPO. Накануне планировавшегося размещения «Евросеть» оценивала себя в $2,7–3,3 млрд, или в 8–10 показателей EBITDA без учета долга, напоминает аналитик Номос-банка Игорь Нуждин. «Связной» же, если удвоить его полугодовую EBITDA, оценивает себя в 18–26 этих показателей, т. е. в 2,5 раза дороже, хотя у «Евросети» гораздо более развитая сеть и больше точек продаж, чем у «Связного» (более 4200 и 2475 соответственно), замечает Нуждин.

Правда, Людковский обещает, что этот год «Связной» завершит с более высокой рентабельностью по EBITDA, чем в первом полугодии. В первом полугодии рентабельность составляла 4,4%, что Людковский объясняет спецификой мобильного ритейла – сезонностью бизнеса. Но удельный вес телефонных продаж в общем обороте «Связного» сокращается – в январе – июне 2011 г. он составил 14,5 против 26% годом ранее. Вдобавок сейчас маржа этого бизнеса вновь растет: июльский оборот «Связного» от продажи телефонов вырос к июлю 2010 г. на 20%.

Маржа бизнеса по продаже телефонов начала расти, согласен президент «Евросети» Александр Малис, но ценовая война еще может возобновиться. «Евросеть» способна выдерживать ее гораздо дольше конкурента, уверен Малис: у нее выше и прибыль, и рентабельность. Аудированные показатели «Евросети» за первое полугодие 2011 г. он обещает раскрыть только осенью, но говорит, что и прибыль, и EBITDA «значительные». (В 2010 г. рентабельность «Евросети» по EBITDA составляла 13,5%, а «Связного» – 7,7%.)

«Связной» же, по мнению Малиса, де-факто убыточен: положительный показатель EBITDA получен исключительно благодаря выплате со стороны МТС по соглашению о помощи в строительстве монобрендовой розничной сети оператора. Если оценивать «Связной» по обороту, то он стоит максимум $600 млн минус долг, считает Малис.

Выплата от МТС состоялась, подтверждает Людковский, но она составила менее 10% от полугодового значения валовой прибыли «Связного», т. е. менее 1 млрд руб. Полугодовая EBITDA же превысила 1,3 млрд руб. Представитель МТС воздержался от комментариев,

Если исходить из предположения, что рентабельность по EBITDA «Связного» в 2011 г. составит 7,7%, а выручка весь год будет расти такими же темпами, как в январе – июне, то этот год ритейлер завершит с EBITDA на уровне $180 млн, рассуждает аналитик ФК «Открытие капитал» Александр Венгранович. $1,8–2,6 млрд – это 10–14,4 показателя EBITDA, т. е. примерно тот же мультипликатор, по которому оценивалась «Евросеть». Но «Евросети» не удалось собрать достаточный для размещения портфель заявок и это не удивительно, ведь, например, акции «М.видео» сейчас торгуются по гораздо более низкому мультипликатору – 7,4 показателя EBITDA 2011 г., обращает внимание Венгранович.

Не меньший повод для беспокойства – то, что все деньги от IPO пойдут на сторонние проекты акционера, говорят Венгранович и его коллега из «ВТБ капитала» Иван Кущ. Помимо Svyaznoy N.V. и «Связного банка» Trellas Enterprises Ltd. контролирует проект «Связной маркет» (онлайн-дистрибуция широкого круга товаров) и сеть ювелирных магазинов Pandora. Инвесторы не любят, когда главная цель размещения – привлечение денег основным акционером, им бы хотелось инвестировать в тот бизнес, долю в котором они приобретают, указывает Кущ. Если цель – профинансировать дружественные проекты, то логичнее, чтобы эти проекты сами и проводили IPO, согласен Венгранович, а так получается, что «Связной» финансирует стартапы. Очень важно, чтобы акционер и менеджмент «Связного» показали взаимосвязь между бизнесом ритейлера и другими проектами Ноготкова и убедительно объяснили инвесторам, почему «Связной» выиграет от инвестиций в эти проекты, говорят оба аналитика.

Представленная вчера схема размещения еще может уточняться, сказал «Ведомостям» Ноготков. Такого, чтобы деньги от IPO не достались «Связному», в любом случае не будет, обещает он, а бизнес «Связного банка» тесно интегрирован с ритейлером.