Продажи ридеров в России возросли в четыре-пять раз

В первой половине 2011 г. продажи электронных устройств для чтения книг (ридеры) в России выросли в 4–5 раз. Этому способствовали снижение цен на них и усиление конкуренции

Бумажные цифры. 5,6%

на столько увеличилось количество традиционных книг и брошюр, выпущенных в России в первой половине 2011 г. (62 886 наименований), по сравнению с тем же периодом 2010 г.

5,2%

составило падение тиража (291,1 млн экземпляров)

Темпы нарастают

539000. ридеров было продано в России в прошлом году – на 285% больше, чем в 2009 г., оценивала аналитическая компания Smartmarketing. 89% продаж пришлось на устройства с технологией «электронные чернила» (e-ink); в этом году их начинают теснить ридеры на базе дешевых и цветных TFT–дисплеев. Самым популярным брендом в 2010 г. оставался украинский Pocketbook (по оценке Smartmarketing, 40,35% продаж), за ним следовала Sony.

За полгода с января по июнь 2011 г. «Евросеть» продала в 14,8 раза больше ридеров, чем за аналогичный период прошлого года (+1379%), рассказала представитель торговой сети Ульяна Смольская. За семь месяцев 2011 г. ритейлер продал ридеров больше, чем за весь 2010 год, добавляет она. В денежном выражении продажи этих устройств выросли в первом полугодии 2011 г. к тому же периоду 2010 г. в 5 раз (+410%).

Абсолютные цифры продаж ридеров в своих магазинах «Евросеть» не раскрывает, но делится оценкой рынка в целом: в первой половине 2011 г. в Россию было поставлено 658 000 этих устройств (на 438% больше, чем в первом полугодии 2010 г.), а в денежном выражении рынок вырос примерно с 1,2 млрд до 3 млрд руб. Для сравнения: планшетных компьютеров в первом полугодии 2010 г. в России было продано, по оценке Smartmarketing, около 200 000.

Росту спроса на ридеры способствовало быстрое снижение цен на них, считает Смольская. Если в I квартале 2009 г. (когда ридеры только появились в российской рознице) такое устройство стоило в среднем 13 500 руб., то сейчас – 4500 руб., говорит она. Трехкратное удешевление – следствие появления электронных книг с TFT-экранами (жидкокристаллические дисплеи на тонкопленочных транзисторах) и усиления конкуренции между производителями, считает Смольская: в I квартале 2009 г. весь рынок формировала продукция двух-трех производителей, а сейчас их не менее 20.

«М.видео» в первой половине 2010 г. продала 3000 ридеров, а в январе – июне 2011 г. – 50 000, говорит представитель сети Антон Пантелеев. В течение 2010 г. средняя цена устройства снизилась с 11 700 до 7350 руб., а сейчас ридеры ежемесячно дешевеют на 5–7%, отмечает он.

В «Связном», по словам его представителя, ридеры продаются с февраля 2008 г. В первом полугодии 2011 г. эта сеть продала 17 200 таких устройств – в 23 раза больше, чем за тот же период 2010 г., а в денежном выражении рост составил более чем 11 раз.

«Евросеть» завышает темпы роста продаж «читалок», считает директор российского представительства Pocketbook (украинский производитель ридеров) Евгений Милица. По его оценке, в первой половине 2011 г. российский рынок ридеров вырос по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. примерно на 300%. Но потенциал роста этого рынка в России огромен, не сомневается Милица: сейчас этими устройствами пользуется не более 1% россиян, тогда как в США, где продается около 15 млн ридеров в год, уровень их использования достигает 7–8% населения.

На объемах издания традиционной литературы растущая популярность электронных книг пока ощутимо не сказывается (см. врез «Бумажные цифры»). Представитель «Эксмо» вчера не смог прокомментировать ситуацию.