Филипп Камю: "Мы строим свой бизнес на позициях полного неприятия коррупционных проявлений"

Как сейчас бороться и как побеждать на телекоммуникационном рынке? Только за счет новых технологий, считает председатель совета директоров Alcatel-Lucent Филипп Камю
Е.Кузьмина

Французско-американская корпорация Alcatel-Lucent считается пионером на рынке оборудования для сетей мобильной связи четвертого поколения – LTE (long term evolution, 4G). Этот стандарт стремительно завоевывает мир – первая LTE-сеть была запущена в декабре 2009 г. TeliaSonera в Стокгольме и Осло, а за 2010 г., по данным Ericsson, число пользователей LTE в мире выросло с нуля до 150 млн. Председатель совета директоров Alcatel-Lucent Филипп Камю считает, что окончательный переход на 4G может растянуться до 2020 г., а то и дольше, ведь и сети второго поколения существуют до сих пор, несмотря на быстрое распространение 3G. Но за этим стандартом будущее, и Alcatel-Lucent крепко держится за него. О том, как компания планирует развивать LTE в России, чем антенны в виде кубика лучше нынешних базовых станций сотовой связи и как Alcatel-Lucent решилась на открытие российским государственным службам технического контроля части исходных кодов, Камю рассказал в интервью «Ведомостям».

– А что вы думаете о потенциале «Сколково»?

1972

финансовый аналитик и менеджер Caisse des Depots et Consignations, в 1976 г. был назначен руководителем отдела фиксированных доходов

1993

управляющий директор Lagardere Group

1998

управляющий партнер Lagardere SCA

2000

главный исполнительный директор EADS

2008

председатель совета директоров Alcatel-Lucent

Доска почета Alcatel-Lucent

Французская Alcatel и американская Lucent Technologies объединились в корпорацию Alcatel-Lucent 1 декабря 2006 г. Исследовательским центром корпорации в результате слияния стали знаменитые Bell Laboratories (известные также как Bell Labs). И теперь Alcatel-Lucent имеет полное право гордиться тем, что семь сотрудников Bell Labs, в том числе нынешний министр энергетики США Стивен Чу, были удостоены Нобелевской премии. Сотрудники Bell Labs изобрели, в частности, лазер, транзистор, операционную систему UNIX, языки программирования C и C++, а также открыли радиоволны, идущие из центра Галактики, положив тем самым начало радиоастрономии, создали первые практичные фотоэлементы и начали промышленное производство полупроводниковых кристаллов.

Alcatel-Lucent

производитель телекоммуникационного оборудования. Крупнейшие институциональные инвесторы (данные компании на 31 декабря 2011 г.): Brandes Investment Partners (6,44% УК, 6,41% голосов), Artis Capital Management (3,39% УК, 3,37% голосов), почти все остальные акции – в свободном обращении. Капитализация (Euronext) – 6,1 млрд евро. Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г.): Выручка – 7,64 млрд евро, Чистая прибыль – 53 млн евро.

Цена вопроса

В 2010 г. Alcatel-Lucent оказалась в центре коррупционного скандала: Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обвинила компанию в подкупе правительственных чиновников Коста-Рики, Гондураса, Малайзии и Тайваня в 2001–2006 гг. По данным SEC, общая сумма взяток составила около $8 млн. Alcatel-Lucent согласилась заплатить $45 млн в удовлетворение иска SEC и еще $92 млн для урегулирования претензий со стороны министерства юстиции США.

– На последнем Петербургском международном экономическом форуме вы подписали соглашение о расширении сотрудничества с «Ростехнологиями». За счет чего произойдет это расширение?

– Мы работаем с государственной корпорацией «Ростехнологии» с 2009 г. в рамках нашего совместного предприятия Alcatel-Lucent RT в области IP-решений для российского рынка и очень довольны нашим сотрудничеством. В развитии современных телекоммуникаций важную роль играют беспроводные технологии. Внедрение LTE как самой передовой технологии из доступных сейчас на рынке считается в отрасли приоритетной задачей. Alcatel-Lucent – мировой лидер в области LTE. Мы реализуем два самых крупных коммерческих контракта по внедрению LTE в США – с компанией Verizon и с AT&T. Verizon уже запустила сеть в коммерческую эксплуатацию. В конце I квартала 2011 г. эта сеть насчитывала 500 000 абонентов. Второй наш проект – с AT&T, оператор планирует запустить сеть в коммерческую эксплуатацию этим летом. Имея такой успешный опыт в Америке и ориентируясь на потребности рынка в России, мы приняли решение о расширении сотрудничества с ГК «Ростехнологии» в области LTE. Оно предусматривает разработку и производство компонентов оборудования LTE из портфеля продуктов Alcatel-Lucent, адаптированных к требованиям российского рынка. Для выполнения поставленных задач по адаптации решения LTE будет создан центр исследований и разработок. Уже сегодня в Санкт-Петербурге у нас есть R&D-центр, где работает более 100 человек. Новый центр в области LTE тоже будет находиться в Санкт-Петербурге. В России очень высокий уровень образования и уровень специалистов в области научно-исследовательской деятельности, поэтому мы уверены, что деятельность такого центра будет успешной. Как компании-производителю нам нужны грамотные специалисты, талантливые люди. И мы считаем, что мы найдем таких людей на российском рынке. В России есть четкая ориентация на инновации, и мы считаем, что это правильная политика.

– Мы постоянно инвестируем в развитие R&D в России и считаем это ключевым фактором успеха. В качестве одной из задач центра исследований и разработок «Сколково» декларируется создание экосистемы, способной ускорить разработку новых технологий. Мы приветствуем любую инициативу в поддержку инноваций. Мы внимательно следим за развитием этого проекта и рассмотрим возможное участие в проекте «Сколково» вместе с «Ростехнологиями».

– Что может дать вхождение в «Сколково» такой крупной международной компании, как Alcatel-Lucent?

– Для меня самое важное – доступ к квалифицированным сотрудникам, к знаниям и талантам. Если вокруг «Сколково», как сейчас декларируется, сложится экосистема, где можно будет сотрудничать с научно-исследовательскими, образовательными, коммерческими структурами в рамках научной деятельности, то нам, безусловно, это интересно. Тем не менее мы должны оставаться прагматиками и рассматривать возможности участия в инновационных проектах только по мере их поступления.

– То есть вы действительно верите в потенциал России как центра перспективных разработок – и это не политическое решение?

– Я не политик, я бизнесмен. И я принимаю решения, только исходя из пользы для бизнеса. Ответ на этот вопрос – да, верю.

– В России будет расположен только центр разработок? Или есть планы по размещению производства?

– Как я уже говорил, на базе нашего СП с ГК «Ростехнологии» мы планируем осуществлять в России разработку и производство оборудования LTE. Но кроме этого мы рассматриваем и другие возможные варианты взаимодействия. Мы также планируем разрабатывать и адаптировать инновационные решения – такие, например, как lightRadio (технология, при которой базовая станция, обычно располагающаяся у подножия антенной мачты, разбивается на составные элементы и распределяется по антенне и в сети, организованной по принципу облака. – «Ведомости»), – к требованиям российского рынка. Эта система позволяет вместо сегодняшних базовых станций и массивных сотовых вышек, которые обычно являются наиболее дорогими, энергоемкими и трудно обслуживаемыми элементами сети, использовать принципиально новое решение, кардинально изменяющее архитектуру мобильной сети и существенно повышающее ее эффективность.

– Какие конкретные объемы производства запланированы?

– О конкретных объемах пока рано говорить. По оценкам Alcatel-Lucent, объем рынка мультитехнологичных радиорешений, на который ориентировано lightRadio, превысит 12 млрд евро в 2014 г. и его доля составит более 55% общего объема рынка решений радиодоступа. Совокупный общий объем этого рынка с 2011 по 2018 г. будет более 100 млрд евро.

Технология lightRadio в сочетании с использованием малых сот и технологии LTE позволит сократить совокупную стоимость владения мобильными сетями до 50% и на 50% снизить энергопотребление. Внутри этого кубика (антенна lightRadio в форме куба. – «Ведомости»), несмотря на его маленькие размеры, находятся самые современные решения.

«Российский рынок имеет огромный потенциал»

– А каковы итоги деятельности уже существующего СП с «Ростехнологиями», соглашение о создании которого было подписано год назад?

– С момента подписания нашего соглашения была проделана очень большая работа по приведению в соответствие наших IP-технологий и оборудования требованиям российского рынка, в первую очередь в области безопасности и надежности. И для обеспечения соответствия этим требованиям Alcatel-Lucent пошла на очень важный радикальный шаг – открыла исходные коды нашего оборудования для проверки соответствующим структурам. Я встречался с их специалистами в офисе Alcatel-Lucent в Калифорнии.

Наше партнерство с госкорпорацией «Ростехнологии» важно для Alcatel-Lucent. Оно открывает многочисленные возможности для развития и внедрения инноваций в России, а также способствует росту нового бизнеса. Мы успешно развиваем наше сотрудничество в рамках СП Alcatel-Lucent RT в области продуктов на основе IP. И сейчас мы расширяем это сотрудничество для разработки и производства компонентов LTE в России, основываясь на портфеле продуктов Alcatel-Lucent, адаптированном в соответствии с требованиями российского рынка.

– Есть ли какие-то конкретные планы по обороту СП?

– Мы не разглашаем эту информацию.

– Но кто ваши основные потенциальные покупатели?

– Весь российский рынок, практически все основные игроки. Прежде всего это государственные структуры или операторы, которые должны соответствовать условиям современного рынка, предъявляющего очень высокие требования к скорости, надежности и безопасности сетей. Эти требования становятся еще более актуальными с развитием облачных технологий и услуг, когда одной из основных задач является обеспечение надежности и безопасности беспроводной инфраструктуры сети. И эту проблему мы можем решать. В связи с этим мы считаем, что российский рынок имеет огромный потенциал.

– На каких рынках сейчас востребована технология LTE? И как на этом фоне выглядит Россия?

– Сегодня 208 операторов в 80 странах мира инвестируют в LTE. Но это не значит, что все они запустили коммерческие сети – они либо строят пилотные сети, либо проводят тестирование. В 16 странах 22 сети построены и находятся в эксплуатации. И ожидается, что к концу 2012 г. по крайней мере 73 LTE-сети будет в коммерческой эксплуатации. Лидером является американский рынок. Второй рынок по лидерству в области LTE – японский, где мобильный оператор NTT DoCoMo запустил сеть в коммерческую эксплуатацию. Третий – в Эмиратах, где Etisalat выбрала Alcatel-Lucent для строительства первой коммерческой сети LTE на Ближнем Востоке. Четвертый рынок по скорости вхождения в LTE – Китай, там мы сотрудничаем с оператором China Mobile по тестированию и созданию пилотной сети. Мы видим большой интерес к LTE в России и странах СНГ. В прошлом году в Казахстане вместе с «Вымпелкомом» мы запустили первую на постсоветском пространстве пилотную сеть в диапазоне 700 МГц. Это уже готовая сеть, как только регулятор разрешит ее коммерческое использование, она сможет начать работу для массового потребителя. Европа отстает от тех рынков, которые я назвал, в первую очередь из-за того, что не завершено распределение частотного ресурса. Но сейчас этот вопрос начинает активно решаться и в Европе, и во Франции, и мы надеемся, что к концу 2012 – началу 2013 г. вопрос будет решен и Европа тоже вступит на путь LTE. На каких рынках LTE востребована сильнее всего? Это либо рынки с высокой плотностью населения, где нужно срочно расширить уже существующие сетевые мощности, либо рынки, где сеть строится с нуля. На таких рынках лучше начинать строительство сразу с LTE.

– То есть 3G еще некоторое время проживет?

– Переход к LTE займет несколько лет. Он может продолжаться даже до 2020 г. На каких-то рынках, где потребность в высоких скоростях и больших объемах трафика не сформирована, 3G будет существовать достаточно долго. Ведь даже 2G еще существует и эффективно работает во многих странах.

– А каковы позиции вашей компании в поставках оборудования для LTE на этих рынках?

– Фактически в отношении технологий следующего поколения, таких как LTE, мы являемся первопроходцами на рынке. Компания Alcatel-Lucent участвует в большинстве проектов по развертыванию сетей LTE. На сегодняшний день наше решение LTE выбрали для развертывания коммерческих сетей 14 заказчиков, включая двух крупнейших в мире операторов. Мы также участвуем в организации более 60 опытных зон по всему миру. И у нас есть основания считать, что Alcatel-Lucent занимает лидирующие позиции в области LTE.

«Может быть, Европе не хватает инновационного подхода»

– А если говорить в целом о рынке телекоммуникационного оборудования, где сохраняется рост спроса на него?

– В первую очередь на американском рынке. Там огромный спрос на телекоммуникационные услуги и инфраструктуру. Второй регион – Азия: Китай, Индия. И третий блок – Латинская Америка, особенно Бразилия. Четвертым я бы назвал рынок России, который после кризиса выходит на растущую динамику. Если посмотреть на результаты II квартала 2011 г., высокий спрос на наши решения сохраняется в Северной Америке, где зафиксирован рост продаж на 18% по сравнению с прошлым годом, а рост доходов в Азиатско-Тихоокеанском регионе существенно ускорился и достиг в этом квартале 14%. На это повлиял рост доходов в Китае, который составил более 40% по сравнению с тем же кварталом прошлого года. В остальных регионах рост составил порядка 10% под влиянием показателей Центральной и Латинской Америки, где зафиксировали рост более чем на 30% по сравнению с прошлым годом. Обстановка в Европе оставалась стабильной при небольшом росте доходов в Западной Европе, что было компенсировано спадом в Восточной Европе. В целом мы видим, что практически на всех рынках есть рост в области телекоммуникаций, потому что это одна из самых востребованных услуг в мире в целом. Единственный рынок, который не так быстро растет, – это старая Европа.

– С чем вы связываете причины этой стагнации?

– Может быть, старой Европе не хватает активного управления и руководства сетями. Например, в России есть интересная инициатива в рамках оператора «Скартел», согласно которой предполагается, что к 2013 г. несколько операторов смогут использовать сетевой ресурс 4G «Скартела» для оказания своих услуг. Может быть, Европе как раз не хватает такого инновационного подхода. Европе необходима всесторонняя обязательная правовая основа, которая обеспечила бы необходимую гибкость, чтобы адаптироваться к региональным потребностям и стимулировать инновации и инвестиции в соответствии с запросами заказчиков. Цели комиссара Крус (Нелли Крус, европейский комиссар по вопросам цифровых технологий. – «Ведомости») весьма амбициозны. Они требуют, чтобы к 2013 г. все жители Евросоюза имели доступ к основным широкополосным услугам, а к 2020 г. – доступ к сети интернет на скорости 30 Мбит/с; в то же время ожидается, что более половины домохозяйств подпишутся на услуги с доступом к интернету на скорости более 100 Мбит/с. Есть некоторая надежда на достижение этих целей. Однако это с неизбежностью означает огромные инвестиции, которые предстоит сделать в последующие годы и которые примерно составят 200 млрд евро.

– Российские компании сейчас часто жалуются, что государство недостаточно поддерживает их с экономической точки зрения. Как обстоит с этим дело во Франции и в целом в Европе?

– В Европе есть сложившаяся схема взаимодействия коммерческих компаний, R&D-центров и университетов, где тоже есть R&D-активность. Это триумвират, когда три элемента работают вместе над одной задачей. Это хорошо работает в Америке, это могло бы лучше работать в Европе и, в частности, во Франции. И, насколько я вижу и слышу от представителей госструктур, это именно то, к чему сейчас стремится российское государство. Во многих европейских странах есть национальные программы по развитию широкополосных сетей и телекоммуникаций в целом. Два года назад Франция одобрила амбициозный план по развитию широкополосных услуг, финансирование которого гарантировано за счет государственного займа (2 млрд евро выделено на развертывание проекта «волокно в дом» и 2,5 млрд – на услуги/приложения).

– Сейчас на рынке крепнут позиции китайских компаний, тогда как позиции европейских, наоборот, снижаются. Как вы считаете, станут ли европейские компании R&D-центрами без своего производства или у них есть шанс остаться лидерами в производстве?

– Рост конкуренции – это всего лишь следствие изменений, которые произошли на рынке. Если мы посмотрим на структуру рынка всего лишь несколько лет назад, мы увидим совсем других игроков. Была отдельная компания Alcatel и компания Lucent, отдельные компании Nokia, Siemens, Nortel, Motorola. Некоторые из них уже не являются активными игроками на рынке. Nokia-Siemens и Alcatel-Lucent стали объединенными компаниями. Освобождается место на рынке, приходят новые игроки. Две крупные китайские компании пришли сейчас на освободившееся место. Изменения в глобальном масштабе естественны, и конкуренция на рынке полезна. Как Alcatel-Lucent осознает себя на этом рынке и в чем мы видим фактор успеха? В развитии инновационных технологий. Именно они станут основным и ключевым залогом успеха компании на рынке. Не ценовые войны, а именно инновационность телекоммуникационных решений. Таким инновационным решением, например, является наш сетевой процессор FP3, первый процессор, который поддерживает передачу данных со скоростью 400 Гбит/с. Сегодня мы единственная компания, которая предоставляет такое решение на рынок. И это решение может быть очень востребовано на российском рынке с огромными территориями страны, когда операторам нужно охватить услугами огромное количество километров с востока на запад. Или, например, подводные кабельные сети для передачи трафика. Alcatel-Lucent является мировым лидером в этой области. В подписанном недавно соглашении с «Ростехнологиями» предусмотрена возможность нашего партнерства и в области подводных сетей.

– То есть научные разработки приобретают особенное значение в этой ситуации?

– Вы совершенно правы. Ведь как сейчас бороться и как побеждать на телекоммуникационном рынке? Только за счет новых технологий.

«Коррупция – это история прошлого»

– В конце 2010 г. Alcatel-Lucent пришлось выплатить $137 млн штрафа за взятки, которые бывшая Alcatel давала заказчикам в Латинской Америке и Азии в первой половине 2000-х гг. Насколько эта история сказалась на репутации компании? Что делается сейчас для того, чтобы не допускать повторения подобных историй?

– Alcatel-Lucent достигла соглашения с Комиссией по ценным бумагам и биржам США и с департаментом юстиции США в отношении проведенных ими расследований ранее замеченных нарушений закона США о коррупции за рубежом. Эти нарушения произошли до слияния Alcatel и Lucent Technologies и включали неправомерные действия в нескольких странах.

Мы взяли на себя ответственность за это и сожалеем о том, что случилось в то время. Мы внедрили в компании политику и процедуры, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем. Это история прошлого. Сегодня в Alcatel-Lucent действует строгая политика этического поведения и соответствия этим требованиям. В компании постоянно проводится обучение по вопросам антикоррупционного законодательства, политике и требованиям компании в этой области. Alcatel-Lucent, образовавшаяся в результате слияния Alcatel и Lucent Technologies в конце 2006 г., – это совершенно другая компания сегодня, с новым руководством и политикой полного неприятия подкупа и коррупции. В компании существует система процессов и тренингов, разработанная для предотвращения подобных ситуаций во всех аспектах нашего бизнеса. Также в 2008 г. Alcatel-Lucent объявила, что отказывается от использования агентов по продажам и консультантов, перекрыв те каналы, через которые, как правило, и осуществлялись вышеописанные неправомерные выплаты.

– Насколько сложно работать с такой позицией на развивающихся рынках, где уровень коррупции достаточно высок?

– По нашему мнению, сегодня на рынке мы одна из лучших компаний с точки зрения этики ведения бизнеса. Мы строим свой бизнес на позициях полного неприятия коррупционных проявлений (zero tolerance). И может быть, в краткосрочном диапазоне какие-то потери у нас были, но, без сомнения, в долгосрочной перспективе это совершенно правильная стратегия. Каждый следующий день, месяц и год честного ведения бизнеса приносит нам прибыль.