«Эльдорадо» и «М.видео» могут объединиться

В России может быть создан крупнейший электронный ритейлер. Как стало известно «Ведомостям», чешская группа PPF, которой теперь принадлежат магазины «Эльдорадо», хочет продать их сети магазинов «М.видео» и стать в объединенной компании контрольным акционером
А.Махонин

«М.видео»

Продавец электроники и бытовой техники. Основной владелец – Александр Тынкован. Капитализация (ММВБ) – 39,9 млрд руб. Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г., МСФО): выручка – 46,5 млрд руб., EBITDA – 1,9 млрд руб., чистая прибыль – 766 млн руб.

«Эльдорадо»

Продавец электроники и бытовой техники. Владельцы: PPF (100%). Выручка в 2010 г. – 80 млрд руб. (без НДС, данные компании).

Чешская PPF ведет переговоры с основным владельцем и президентом «М.видео» Александром Тынкованом, рассказал «Ведомостям» знакомый владельцев PPF – Петера Келлнера и Иржи Шмейца. По его словам, PPF, которой с недавнего времени принадлежит «Эльдорадо», хочет продать эту сеть «М.видео» и получить в объединенной компании контрольный пакет. Такие переговоры идут, подтверждает источник в «М.видео»; «М.видео» может провести допэмиссию и заплатить PPF за «Эльдорадо» всю сумму или ее часть акциями; сделка может быть похожа на слияние «Пятерочки» и «Перекрестка» (см. врез).

Представитель PPF от комментариев отказался. Но возможность слияния с «Эльдорадо» не стал отрицать Тынкован. «Мы видим возможность слияния нашей компании с «Эльдорадо» как один из вариантов развития рынка», – сообщил он. Сделка может быть закрыта в перспективе 1–3 лет.

У «Эльдорадо» на июнь 2011 г. было 330 собственных магазинов. Компанию создал в 1994 г. российский предприниматель Игорь Яковлев. В сентябре 2008 г. из-за финансовых проблем он продал контрольный пакет PPF. А на прошлой неделе чехи объявили, что увеличили свою долю до 100%. По данным PPF, в 2010 г. оборот «Эльдорадо» вырос на 15% до 80 млрд руб., компания прибыльна, рентабельность по EBITDA составляет 6,1%.

Получив «Эльдорадо», чехи присматривались и к другим активам на рынке бытовой техники. Например, в 2009 г. они интересовались сетью «Техносила» – вели переговоры с МДМ-банком, у которого в залоге была большая часть бизнеса ритейлера. Но стороны не сошлись в цене.

У «М.видео», которой они заинтересовались теперь, в июне было 232 гипермаркета (из них 24 – в собственности). Компанию основали в 1993 г. отец и сын Тынкованы – Анатолий и Александр. В октябре 2007 г. «М.видео» провела IPO, разместив около 30% акций. Остальное – у Тынкованов и гендиректора компании Павла Бреева. Оборот «М.видео» в 2010 г. – 86 млрд руб.

Опрошенные «Ведомостями» вендоры от перспективы слияния двух лидеров электронного ритейла не в восторге. «Консолидация «Эльдорадо», у которой 18–19% рынка, и «М.видео», у которой 23–24%, породит крупнейшего электронного ритейлера с долей около 45%. Их ближайший конкурент – MediaMarkt контролирует порядка 7%», – говорит источник в одной из крупнейших компаний – производителей бытовой техники. Отсутствие альтернативы на рынке позволит объединенной компании диктовать вендорам свои условия в дистрибуции, стоимость рекламы, отсрочки платежей и кредитные условия, опасается он.

Источник в ФАС говорит, что ходатайство на покупку «Эльдорадо» и «М.видео» не поступало, и обещает, что «служба будет действовать в рамках законодательства, которое устанавливает порог доминирования в 35%».