Технологии
Бесплатный
Игорь Ашманов

Джобс - праведник, пророк, iкона. В мире, где царит культ потребления

Писать что-то содержательное о Стиве Джобсе и его роли в мировой истории в эти дни трудно. Во-первых, аут бене, аут нихил, а все хорошее про его гениальность и изменение мира уже сказано тысячи раз. Во-вторых, и раньше-то, стоило где-нибудь обмолвиться, что, возможно, Mac не является самым лучшим компьютером, а iPhone - величайшим изобретением всех времен и народов, начинались Содом и Гоморра. Вообще, главное свойство «вещей Джобса» - то, что они вызывают сильные эмоции, как позитивные, так и негативные. И каждый недостаточно благоговейный чужак вызывает именно негативные. Но я все же попробую высказаться.

Джобс, конечно, гений. Тут нет вопроса. Это чрезвычайно талантливый и креативный человек, нам повезло, что он родился и пригодился.

Вопрос – гений чего? В сети и СМИ сейчас пишут, что он величайший изобретатель, изменивший наш мир. И это верно. Но изобретатель чего?

Что бы ни писали сейчас в запале эмоций (и как бы это ни казалось чушью его фанатам), Джобс НЕ изобрел мышку, персональный компьютер, компьютерную верстку, МР3-плейер, планшетный компьютер, смартфон, мультитач или ноутбук. Все эти вещи появились до него, а иногда рядом с ним.

Джобс изобретал лучший способ использования этих вещей – причем такой, который был понятен сразу, мгновенно становился единственно мыслимым, делал возможным их масштабное применение. Это как с Генри Фордом: он не изобрел автомобиль - их до него было сотни моделей, но он придумал единый способ их использования, построил массовое дешевое производство и сделал автомобиль достоянием миллионов.

Конечно, в недрах Apple родилось множество инноваций. Но большинство из них - это именно инновации удобства использования, пользовательского интерфейса, дизайна и упаковки. Способа создания lovemark.

Почему эти инновации вызывают столько эмоций? А почему голливудский фильм вызывает у нас эмоции ровно в ту секунду, когда это нужно режиссеру? Потому что так задумано, такова профессиональная работа производителя.

В продукции Apple все направлено на эмоции, на ощущения. Чтобы пользователь чувствовал персональную заботу. Я как-то насчитал в новом Macbook Pro (даже не включая его в сеть) шесть инноваций просто на блоке питания, показывающих, что все другие производители ноутбуков – криворукие тупицы. Магнитик на шнуре питания вместе грубого разъема, лампочка-индикатор не на блоке питания под столом, а на разъеме, специальный разъем под удлинение (если мне захочется удлинить шнур), открывающиеся ушки на блоке питания, чтоб сматывать провод и так далее. Что уж говорить об нарочито тяжелой коробке для Air – из которой самый легкий ноутбук просто взмывает в руках!

По сути, кроме бытовой электроники Apple продает еще и пятнадцать минут славы и уважения для каждого маленького человека, идею его исключительности.

Как сказал мне один художник в эту пятницу: "Все в мире пользуются только инструментами Apple!" Я ответил, что вроде же не все, а так, процентов семь-восемь. «Ну, остальные же - просто идиоты, а Джобс делал все только для умных, - ответил фанат. – Умных людей мало».

Забудьте об эмоциях и посмотрите с очищенным мозгом на презентации Джобса. Это, конечно, театр, шоу. Но все-таки самая близкая аналогия – это «Магазин на диване». Джобс в первую очередь – гениальный продавец.

Но можно взглянуть на его презентации под другим углом. Если обычно на пресс-конференциях разработчики нудно перечисляют список функций нового продукта, то Джобс устраивает не чтение check-list'а (это есть, это есть и это тоже есть), а камлание, хеппенинг, бдение. Он – пророк. Он глава секты. И секта сначала впадает в транс, а затем отвечает ему овациями, эмоциями и слезами, как Кашпировскому.

Я тут нечаянно попал на поминальное ток-шоу про Джобса на федеральном канале. Там собрали и директора глянцевого журнала, и балерину, и инвалида в каталке, и директора сети магазинов, продающих эппловскую технику, и тьму каких-то других людей – известных в своем деле, но простых благодарных пользователей продукции Apple.

Собравшиеся в один голос взволнованно говорили о том, что Джобс – гений, изобретатель, придумавший для нас буквально все, самый свободный, самый выдающийся человек столетия, показавший нам пример доблести перед лицом смерти (он работал до конца, он ушел так, чтобы не упали акции компании!!!). Под конец дошли до того, что он праведник, указывающий нам путь, «гуру всей планеты, всего человечества». Я не шучу, это точные цитаты.

Я подумал: «Когда же сравнят с Христом? Пора уже». И точно, редактор глянцевого журнала воскликнул в микрофон: «А его стенфордская речь – это вообще Нагорная проповедь нашего века!»

Что тут скажешь? В принципе-то все верно. Мы живем в мире потребления. Мы – адепты этого культа. Джобс – праведник, пророк, iкона. Он - сияющий бог этого мира, один из главных богов пантеона. И праведность в этом мире – не корить массы, не вести их через мертвую пустыню, не ограничивать их во всем («евреи, удалось снизить до десяти, но прелюбодеяние вошло»), а дать массам удовольствие от потребления, дать им чувство, что о них позаботились и вложили в их руки идеальный, возвышающий их продукт. А смертный грех этого культа – продать некрасивое или непрестижное фуфло.

Как сказал кто-то, «нам нужно любить людей, а вещами пользоваться. А у нас - все наоборот». Мы любим вещи. Люди строят себя из брендов. Я не быдло, потому что у меня Mac и я пью только зеленый чай Молочный Улун.

Я давно говорю своим детям, что торговые центры, выросшие в Москве за последние 10 лет возле метро и за Кольцевой, – это храмы потребления. Поэтому они такие неописуемо прекрасные, комфортные, чистые, светлые, украшенные, дезодорированные. И именно поэтому каждую субботу толпы людей устремляются на поклонение. Многие ездят туда развлекаться, отдыхать и гулять, не на природу или в парки. Шоппинг – это религиозный акт.

А у Стива вообще есть своя Церковь. И сейчас сотни тысяч людей устремились в храмы Джобса поклониться его образу. Посмотрите новости про то, что происходит в магазинах Apple, – это настоящие религиозные церемонии. Цветы, свечи, речи и поклонение. В магазинах. Повторю - в магазинах. Как слышно, прием?

Издается цитатник Джобса, его выпуск обещают ускорить на месяц. Биографии тоже вот-вот выйдут. Большое беспокойство у всего прогрессивного человечества вызывает мысль: бог вознесся, а что же апостолы, не посрамят ли? Вот последний релиз – вместо Пятого выпустили какой-то невнятный 4S! Сердце проваливается в желудок, мучают плохие предчувствия.

Ребята, может, снизить пафос? Может, сделать перерыв, выйти из сумрака культа, хотя бы покурить на крыльце? Джобс – гений. Он много чего придумал. Он производил лучшую в мире электронику. Он был неподражаем на сцене. Но сейчас он уже беседует с настоящим Богом. Там не очень важны лампочки и разъемы. Там не работают презентации. Пожелаем ему удачи. Царствие ему небесное.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more