Технологии
Бесплатный
Игорь Цуканов
Статья опубликована в № 2966 от 24.10.2011 под заголовком: «Связной» потеснил конкурента

"Связной" потеснил "Евросеть"

Крупнейший по числу салонов сотовый ритейлер «Евросеть» впервые уступил по выручке «Связному». Хотя в основном бизнесе – продаже телефонов – «Евросеть» остается первой
Euroset Holding N.V.

розничная компания, сеть состоит более чем из 4300 салонов.. акционеры: Alpazo ltd Александра Мамута (50,1%) и «Вымпелком» (49,9%).

ЗАО «Группа компаний «Связной»

розничная компания, сеть состоит из 2475 салонов.. акционер – Svyaznoy N.V. (99,99%), ее основной владелец – Максим Ноготков.

В распоряжении «Ведомостей» оказался аудированный отчет голландской Euroset Holding (владелец 100% «Евросети») за первую половину 2011 г. по МСФО. Выручка компании увеличилась к уровню аналогичного периода 2010 г. на 3,6% до 28,58 млрд руб. и впервые оказалась меньше, чем у крупнейшего конкурента – «Связного». Его доходы прибавили 26% до 29,33 млрд руб. (данные неаудированного отчета по МСФО с официальным обзором Ernst & Young). По другим показателям «Евросеть» впереди: чистая прибыль – 1,46 млрд руб. против 139,4 млн руб. у «Связного», EBITDA – примерно 2,1 млрд руб. против 1,37 млрд руб., чистый долг – 9,22 млрд руб. против 8,7 млрд руб. По количеству салонов «Связной» отстает от «Евросети» почти в 1,7 раза – 2700 и 4500 соответственно.

В доходы «Связного» включен заключительный платеж от МТС за создание для нее монобрендовой розничной сети – 1,6 млрд руб., знает президент «Евросети» Александр Малис. Без них «Связной» остался бы убыточным, замечает он. Выплата от МТС в выручку входит, подтверждает гендиректор группы «Связной» Денис Людковский, но это менее 10% от валовой прибыли ритейлера за полгода, т. е. менее 1 млрд руб. Представитель МТС это не комментирует.

Выручка «Связного» росла за счет серьезного увеличения продажи модемов (в 2,2 раза), ноутбуков, нетбуков и планшетов (+139%), навигаторов (+45%). Компания стала больше зарабатывать на комиссиях от финансовых услуг – приема платежей в счет погашения кредитов, денежных переводов, пополнения карт «Связного банка» и т. д. В первой половине 2011 г. удельный вес этих комиссий в выручке группы составил 10%, почти удвоившись по сравнению с уровнем годичной давности (менее 6%), говорит Людковский. Примерно на 75% вырос оборот интернет-магазина, за полгода составивший 1,09 млрд руб., добавляет он.

Но Малис не верит в 26%-ный рост конкурента. Бизнес «Евросети» и «Связного» принципиально одинаковый, убежден он: обе компании зарабатывают около 75% доходов на телефонах и других товарах, затем – на комиссиях сотовых операторов (за продажу sim-карт), а финансовые услуги обеспечивают «единицы процентов» выручки. По доходам от продажи телефонов «Связной» вырваться вперед не мог, констатирует Малис: за полгода он продал, по собственным данным, 3,9 млн телефонов на 16 млрд руб., а «Евросеть» – 4,8 млн на 19,6 млрд руб.

По операторским комиссиям соотношение такое же, считает он. В первом полугодии доходы ритейлеров вообще росли медленно – во-первых, высокий сезон продаж традиционно выпадает на вторую половину года, во-вторых, дала себя знать ценовая война между крупнейшими участниками рынка, стоившая им до 15% выручки, объясняет Малис. Но в III квартале ситуация улучшилась: в частности, выручка «Евросети» выросла к уровню годичной давности на 15,8% до 19,5 млрд руб., говорит он.

Первенство «Связного» Малис считает мнимым и объясняет оптовыми продажами с отрицательной прибыльностью, в том числе и внутри группы. Поэтому и в целом у «Связного» чистая прибыль небольшая, считает он. У самой «Евросети» чистая прибыль за полгода сократилась почти на 25%, но рентабельность по этому показателю на порядок выше, чем у конкурента, – 5,1%. «Если сравнивать ритейл с ритейлом, мы ушли вперед, увеличив отрыв», – уверен Малис.

«Евросеть» «в очередной раз выдает желаемое за действительное»: выручка «Связного» целиком сформирована операционным бизнесом, заверяет Людковский. А полугодовая рентабельность «Связного» по EBITDA согласно завизированному Ernst & Young отчету выросла за год с 1,3 до 4,7%, отмечает он.

Кто бы из двух ритейлеров ни оказался лидером по выручке, условия их контрактов с поставщиками от этого не поменяются, уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. И производители телефонов, и сотовые операторы ориентируются не столько на общий масштаб бизнеса ритейлера, сколько на продажи конкретных брендов – своего и ближайшего конкурента, объясняет он. Nokia ранжирует партнеров, исходя из потенциала продаж своих продуктов, подтверждает ее представитель Виктория Еремина. А для МТС важно, чтобы ритейлер обладал развитой федеральной сетью и продавал контракты качественным абонентам – исходя из этих критериев оператор и формулирует условия партнерства, говорит его пресс-секретарь Валерия Кузьменко. Для «Мегафона» также важно количество и качество подключений через сеть ритейлера, замечает его представитель Карен Асоян.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать