МТС растет, не набирая абонентов

МТС впервые за три года стала лидером по рентабельности в России, одновременно укрепившись на 1-м месте по выручке от мобильной связи. И это при том, что в отличие от конкурентов она не гналась за подключениями

В III квартале 2011 г. МТС стала лидером среди компаний «большой тройки» по рентабельности OIBDA в России – 45,1%. «Мегафон» завершил квартал с 41,9%, а «Вымпелком» – с 40%. В сравнении с показателем годичной давности все трое рентабельность сократили, но МТС – меньше, чем «Вымпелком» и «Мегафон» (на 0,4 п. п., 7 п. п. и 4,2 п.  п. соответственно). А по сравнению с предыдущим кварталом МТС даже нарастила OIBDA margin на 2,4 п. п., конкуренты же – наоборот.

ОАО «Мобильные телесис­темы» (МТС)

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры: АФК «Система» – 52,8%, 46,7% акций торгуется на NYSE и ММВБ. Капитализация – $13,13 млрд. Выручка (US GAAP, 9 месяцев 2011 г.) – $9,34 млрд. чистая прибыль – $1,05 млрд.

В последний раз МТС была первой по этому показателю в III квартале 2008 г.

МТС отказалась от стимулирования продаж sim-карт, сосредоточившись на привлечении качественных абонентов и повышении их лояльности, объяснил ее вице-президент по финансам и инвестициям Алексей Корня. В результате дилерские и коммерческие расходы сократились, а доходы выросли. С начала 2011 г. МТС стала обслуживать на 1,85% меньше sim-карт. У «Вымпелкома» активных sim-карт в России прибавилось на 9,24%, у «Мегафона» – на 5,53%.

Два года назад «Вымпелком» тоже снижал продажи контрактов и несколько кварталов лидировал по рентабельности. Кончилось это тем, что он уступил «Мегафону» 2-е место – сначала по абонентам, а затем и по мобильной выручке в России. Но у МТС выручка растет быстрее, чем у конкурентов. Ее квартальные доходы от мобильной связи в России выросли за год на 12,6% против 8,8% у «Мегафона» и 8% у «Вымпелкома». МТС сохраняет адекватные инвестиции и тарифы, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. «Вымпелком» потерял долю рынка не только из-за отказа от гонки за абонентами, но также, возможно, из-за недоинвестирования, а МТС продолжает инвестировать в строительство сети, соглашается аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. Капзатраты МТС за девять месяцев 2011 г. составили почти 38 млрд руб. – меньше, чем у «Мегафона» (45,5 млрд руб.), но больше, чем у «Вымпелкома» (34,5 млрд руб.).

Результаты МТС показали, что даже при существенно более низких продажах sim-карт в текущих условиях можно показывать более высокий рост выручки, чем у других операторов, и это может быть примером для других игроков, считает Климович.

Вчера на 20.30 МСК стоимость ADR на акции МТС снизилась лишь на 1,72%, а индекс S&P 500 – на 2,31%.