Электронные книги стали дороже бумажных


Ридеры для электронных книг метят в первую строчку списка самых востребованных рождественских подарков. Но получателей этих презентов может ждать горькое разочарование: электронные книги догнали по цене свои бумажные аналоги, а в некоторых случаях стали даже дороже.

Когда Amazon.com Inc. в 2007 г. запускала устройство для чтения электронных книг Kindle, популярные электронные бестселлеры стоили по $9,99, а сам ридер – примерно $399. С тех пор цена на гаджет упала ниже $100, но электронные версии книг резко выросли в цене. Роман Кен Фоллетта «Падение гигантов», например, в электронной версии на Amazon стоит $18,99, в то время как бумажное издание продается за $16,50.

Решение о повышении цен на электронные версии книг приняли шесть крупнейших американских книгоиздателей. Они договорились устанавливать цены для конечного потребителя, ниже которых ритейлеры не вправе продавать электронные книги. Инициатором соглашения стала Apple, которой не хотелось мириться с дисконтной политикой Amazon. Apple убедила пятерых издателей отказаться от оптовой модели продаж, когда ритейлеры закупали лицензии на электронные книги оптом и потом были вольны устанавливать любые цены. В марте 2011 г. к этим издателям присоединился и крупнейший игрок на этом рынке – Random House Inc. Департамент юстиции США начал расследование законности соглашения.

На рынке бумажной литературы таких соглашений нет, и розничные продавцы могут самостоятельно устанавливать цену.

Отраслевые эксперты говорят, что такая практика может ударить по продажам электронной литературы, которые стремительно росли в последние три года. Сейчас на медиаверсии книг приходится 15–20% выручки издателей. «Некоторые люди, увидев ценник $12,99 или $14,99 за электронную книгу, могут решить, что это дорого», – говорит литературный агент и издатель Скотт Ваксман.

«Сложно объяснить себе, зачем покупать электронную книгу за $10 или $15, когда на том же Amazon можно найти подержанную бумажную книгу за $2 или $3», – говорит житель Нью-Йорка Марк Уивер.