Технологии вышли на биржу

Сразу пять крупных интернет-компаний, включая российский поисковик «Яндекс», провели в этом году IPO на американских биржах. Некоторым из них пришлось по ходу дела в 1,5–2 раза умерить ценовые ожидания – и все-таки все состоявшиеся размещения можно считать успешными
М.Новиков для Ведомостей

Спрос на акции интернет-компаний оказался выше, чем на бумаги компаний из некоторых других секторов экономики. Например, ритейлер «Евросеть», планировавший IPO на апрель, так и не собрал достаточно заявок от инвесторов и отложил размещение. Так же поступили «Вертолеты России», «Кокс», Nord Gold, «Монокристалл», «Витал девелопмент», Челябинский трубопрокатный завод.

На 2011 г. пришелся пик «технологических» IPO. С мая по декабрь на американских площадках – NASDAQ и Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) – разместили акции пять крупных компаний: в мае – китайская социальная сеть Renren, американская LinkedIn и российский поисковик «Яндекс», в ноябре – сервис интернет-скидок Groupon, а в декабре – разработчик игр для соцсетей Zynga. Две из разместившихся – Groupon и Renren – завершили предыдущий год с чистым убытком.

Самыми успешными стали майские IPO – все они прошли по ожидаемым их организаторами оценкам, а стоимость самих интернет-компаний, ставших публичными, после начала торгов существенно выросла. Социальная сеть Renren, которую еще называют «китайский Facebook», привлекла на NYSE $743,4 млн, а всю компанию рынок оценил в $5,7 млрд. После начала торгов цена на акции Renren выросла на 40%.

Сеть профессиональных контактов LinkedIn привлекла на NASDAQ $352,8 млн при оценке бизнеса в $4,25 млрд. Но организаторы этого IPO – Morgan Stanley, Bank of America Merrill Lynch и JPMorgan Chase – явно недооценили компанию: в первый же день торгов котировки LinkedIn взмыли на 109%. О недальновидности андеррайтеров тогда заявил, в частности, миноритарий LinkedIn – один из первых инвесторов Facebook и сооснователь электронной платежной системы PayPal Питер Тиль.

«Яндекс» в конце мая привлек на NASDAQ $1,43 млрд, а весь бизнес российской компании был оценен в $8 млрд. Более внушительную сумму – $1,67 млрд – на американских площадках привлекла за последние семь лет только одна интернет-компания – Google (в 2004 г.).

Летом о намерении провести до конца года IPO объявили два амбициозных стартапа – Groupon и Zynga. Аналитики ожидали, что каждая из них может быть оценена в $15–20 млрд. В документах, поданных в июле в комиссию по ценным бумагам и биржам США (Stock Exchange Comission, SEC), Zynga оценила себя близко к нижней границе этих ожиданий – в $14 млрд.

Но в августе в Европе разразился кризис, на финансовых рынках началась паника, и Groupon с Zynga пришлось умерить аппетиты. Тем более что у SEC возникли вопросы к отчетности Groupon: компания предложила оценивать эффективность своего бизнеса по «скорректированной консолидированной сегментированной операционной прибыли» – чистой прибыли без учета расходов на рекламу, поглощения и программу поощрения сотрудников; препарировав финансовые показатели таким образом, Groupon превратила $420 млн убытка за 2010 г. в $61 млн чистой прибыли.

Тем не менее, вопреки кризису и слухам об отмене IPO, обе компании разместились, пусть и по более скромной оценке, чем ожидали. Groupon в ноябре привлекла на NASDAQ $700 млн, получив оценку в $12,7 млрд; Zynga в декабре продала акций на $1 млрд при оценке бизнеса в $8,9 млрд. В первый день торгов акции Groupon подорожали на 30%, но через две недели упали на 15,5%. А бумаги Zynga в первый же день торгов начали дешеветь и до сих пор торгуются ниже цены размещения ($10 за акцию). Акции «Яндекса» тоже стоят меньше, чем во время размещения (цена размещения составляла $25), вот уже полтора месяца; аналитики объясняют это не только ситуацией на фондовых рынках, но и некоторым сокращением доли «Яндекса» на рынке онлайн-поиска и обострением конкуренции с Google.

Размещения Groupon и Zynga прошли удачнее, чем ожидалось, говорит предправления «Финама» Владислав Кочетков. В этом году IPO провели в том числе и те, кто не смог разместиться в кризисные 2008–2010 годы (например, тот же «Яндекс»), замечает он. А некоторые новые компании возникли как раз благодаря кризису – в частности, Groupon: «Сама купонная модель ожила после десятилетия стагнации только оттого, что американцы и жители других стран стали тщательнее считать деньги». В России в этом году тоже прошло одно «технологическое» размещение – интернет-магазин «Ютинет» привлек на ММВБ 390 млн руб. исходя из оценки всего бизнеса в 3,9 млрд руб., напоминает Кочетков.