Рынок ждет продажи дополнительных акций "Яндекса"

Как только ситуация на фондовом рынке улучшится, часть акционеров «Яндекса» может объединиться для продажи своих пакетов, предупреждают аналитики инвестбанков. Именно так поступили в апреле 2011 г. миноритарии Mail.ru Group, в том числе фонд Tiger, у которого есть доля и в «Яндексе»
A.Rudakov/ Bloomberg

Вторичное размещение акций «Яндекса» на бирже (SPO) – один из главных рисков, которым подвержена рыночная стоимость бумаг компании, говорится в отчете аналитиков Goldman Sachs. Другие риски связаны в основном с рыночной ситуацией: это ухудшение российских макроэкономических показателей, замедление роста рынка интернет-рекламы, ужесточение конкуренции в рунете, а также неудача попыток «Яндекса» нарастить долю в мобильном онлайн-поиске.

В мае 2011 г. «Яндекс» разместил на NASDAQ 17,8% акций и привлек вместе с акционерами $1,43 млрд. 21 ноября был снят мораторий на продажу акций для инвесторов, вложившихся в «Яндекс» до IPO, за исключением ее основателей Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича (для них запрет действует до мая 2012 г.). С тех пор едва ли было продано более 1–2%, считает аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов: конъюнктура рынка была плохая, и бумаги продавали, скорее всего, в основном сотрудники «Яндекса», нуждавшиеся в наличности. Вместе с тем среди акционеров «Яндекса» до сих пор много финансовых инвесторов с крупными пакетами, прежде всего Tiger Global (16,7%) и Baring Vostok Capital Partners (19,1%), которые наверняка хотели бы продать часть акций, когда конъюнктура улучшится, уверены аналитики трех крупных инвестбанков. Ровно так Tiger поступил в апреле 2011 г., через пять месяцев после IPO интернет-холдинга Mail.ru Group, доразместив совместно с другими его акционерами 6,65%, напоминает один из собеседников «Ведомостей». Продавать крупные пакеты «Яндекса» отдельно, друг за другом, нет смысла – это испортит рынок, поэтому, скорее всего, продажа будет совместной, считают все трое.

Yandex N. V.

Интернет-компания. Акционеры – Baring Vostok Capital Partners (19,1% уставного капитала), Tiger Global (16,7%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), 17,8% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $6,14 млрд. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – 12,5 млрд руб. Чистая прибыль – 3,8 млрд руб.

Через год, считают аналитики Goldman Sachs, акция «Яндекс» должна подорожать с нынешних $19,03 до $28,8. По их мнению, рынок излишне нервно воспринял снижение доли «Яндекса» на рынке поиска в рунете: хотя за весь год доля сократилась на 4 п. п. до 60,6%, но в последние месяцы более или менее стабильна.

Представитель «Яндекса» и партнер Baring Vostok Елена Ивашенцева вчера отказались от комментариев, менеджер Tiger не ответил на запрос «Ведомостей».

Именно ожидание будущей продажи части акций «Яндекса» держит котировки компании на низком уровне, объясняли аналитики в конце 2011 г. (см. врез). Но вовсе не факт, что кто-то из акционеров решит продавать крупные пакеты, считает Матевосов из Альфа-банка: рынок интернет-рекламы растет (рост за девять месяцев 2011 г. к аналогичному периоду 2010 г. составил, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 57%, а в 2012 г. рынок вырастет, по прогнозу Goldman Sachs, на 37%), и будущее «Яндекса» выглядит вполне благополучным. Консолидированная продажа пакетов вряд ли состоится, пока конъюнктура рынка не улучшится, считает Константин Белов из «Уралсиба». В любом случае фундаментальная оценка стоимости «Яндекса» зависит в основном от того, насколько успешно ему удается генерировать выручку и удерживать долю в поиске – учитывая, что пока это единственный рынок для компании, замечает аналитик «ВТБ капитала» Анастасия Обухова.