Государственный кинофонд помогал почти даром

Государственный кинофонд вложил 1,4 млрд руб. в производство и прокат отечественных фильмов, вышедших в 2011 г. на экраны. Эти фильмы собрали 4,1 млрд руб., или 72,6% кассы отечественного кино, а вернули фонду менее 100 млн руб.
А.Махонин

В прошлом году в прокат вышли 22 картины, профинансированные кинофондом (всего кинотеатры показали 59 российских фильмов), из них 15 сняты кинокомпаниями-лидерами, остальные – независимыми студиями. На все эти ленты фонд потратил 1,4 млрд руб.: около 1 млрд руб. – на производство картин, почти 0,4 млрд руб. – на прокат.

В конце 2009 г. правительство изменило схему государственного финансирования кино: если прежде Министерство культуры выделяло до $1 млн на отдельный фильм после конкурсного отбора, то с 2010 г. было решено финансировать кино через специальный фонд и давать деньги только восьми выбранным лидерам киноиндустрии в равной пропорции. Кроме того, фонд может финансировать социально значимые картины независимых кинокомпаний.

Из вышедших в прокат больше всего денег фонд выделил фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Бой с тенью 3D: последний раунд» и «Елки-2». Все три вошли в число пяти самых кассовых отечественных картин 2011 г., а «Высоцкий. Спасибо, что живой» собрал, по данным «Кинобизнеса сегодня», докризисную кассу: $27,2 млн. Общая касса лент, поддержанных фондом, составила 4,1 млрд руб., или 72,6% кассы отечественного кино, посчитала Movie Research.

Одно из принципиальных нововведений новой системы господдержки состоит в том, что компании возвращают государству часть прибыли от поддержанных им проектов – прежде они получали деньги безвозвратно. Продюсеры должны научиться делать кино, которое приносит прибыль, а не только тратить полученные деньги, тогда в стране появится настоящая киноиндустрия, объясняли «Ведомостям» в конце 2009 г. два чиновника, участвовавших в совете по кино под председательством Владимира Путина. Предполагалось, что со временем, когда киноиндустрия встанет на ноги, государство вообще не будет финансировать производство коммерческого кино, надеялись чиновники.

Но продюсерам удалось добиться минимальной доли возврата. Если фонд вложил деньги в производство фильма, то определяется сумма, составляющая 5% от его сборов, из которой госфонд получит сумму, пропорциональную его участию в бюджете картины. Если госфонд профинансировал треть расходов на фильм, ему вернут менее 2% сборов. При финансировании проката доля будет выше.

В 2011 г. кинокомпании вернули госфонду менее 100 млн руб., сообщил его исполнительный директор Сергей Толстиков: это всего 7% суммы, вложенной фондом, и 2,4% собранной фильмами кассы.

«Вернули немного, – заметил Толстиков и продолжил: – Безвозмездно можно и нужно поддерживать искусство, а бизнес требует более четкого целеполагания, поэтому продюсеры должны возвращать больше, тогда будет ясно, кто из них более эффективен».

«По закону кинокомпании вообще не должны ничего возвращать фонду, это субсидии, я мог бы даже судиться с фондом», – заявил Сергей Сельянов, гендиректор СТВ, одной из компаний-лидеров. «Когда индустрия укрепится, доля возврата может стать и больше, – рассуждает Никита Трынкин, управляющий директор «Базелевса» (компания-лидер), – два года назад фонд принял промежуточное решение, и это правильно для развития кинобизнеса в стране».