Ридеры превращаются в бюджетную альтернативу планшетных компьютеров

В 2011 г. продажи ридеров в крупнейших розничных сетях выросли в 7–13 раз. Снижение стоимости, расширение функций и появление цветных TFT-дисплеев сделало ридеры бюджетной альтернативой планшетникам

В конце 2011 г. на российский рынок ридеров официально вышла Sony. Ее модель PRS-T1 с монохромным 6-дюймовым дисплеем (в экранах такого типа используется технология электронных чернил, E-Ink), с поддержкой MP3 и памятью, которую можно нарастить с помощью microSD-карточки, стоит около 8000 руб. Sony – первый транснациональный мультимедийный бренд, появившийся в российском ассортименте ридеров, причем его дебют в России состоялся на фоне взрывного роста рынка электронных книг.

В «М.видео» продажи ридеров выросли в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом в семь раз – с 20 000 до 140 000 штук, рассказывает представитель ритейлера Антон Пантелеев. В «Евросети» продажи этих устройств в натуральном выражении выросли почти в 14,6 раза, а в денежном – более чем в семь, говорит ее PR-директор Ульяна Смольская. А в «Связном» продажи ридеров в штуках выросли за 2011 г. почти в 13 раз, рассказала представитель этой сети Елена Ноготкова. Всего за прошлый год россияне купили, по оценке «Евросети», 850 000 ридеров, а в 2012 г. продажи могут достигнуть 1,5 млн.

Ритейлеры объясняют стремительный рост популярности ридеров во многом удешевлением этих устройств. Например, в «М.видео» за 2011 г. средняя цена ридера снизилась более чем на 58%, в «Связном» – на 52%, а в «Евросети» и вовсе вдвое.

Второй фактор, способствующий популярности ридеров, – появление устройств с цветными TFT-дисплеями, выгодно отличающимися от энергосберегающих, но скучных черно-белых E-Ink экранов. На TFT-устройства в «Евросети» приходится около 75% продаж всех электронных читалок, рассказывает Смольская. В новых модельных рядах электронные книги получают расширенные мультимедийные возможности: модуль WiFi для доступа в интернет, доступ к социальным сетям, операционную систему Android и т. д., отмечает она. Уже сегодня многие из ридеров не уступают по техническим характеристикам планшетникам, считает Смольская.

Впрочем, большинство популярных моделей ридеров в основном пока идентичны по функциям и различаются только диагональю экрана и временем работы от батареи, отмечает Пантелеев. Но ведущие игроки рынка электронных книг активно развивают планшетное направление, так что читалки постепенно становятся похожи на недорогие аналоги Apple iPad, добавляет он.

Младшие братья планшетников

В сером сегменте российского рынка доступны ридеры ведущих мировых брендов: Amazon (модель Kindle 4, стоящую в США $80, российские перекупщики продают за 5000 руб.), Barnes & Noble (7000 руб. против $100 в Америке) и др. Но наибольшей популярностью пользуются торговые марки, созданные в России и СНГ. По оценке Smartmarketing, в первом полугодии 2011 г. самой продаваемой маркой электронных книг в России был Pocketbook с украинскими корнями (42,5% продаж). На втором и третьем местах оказались российские Wexler и Onyx (соответственно 10,1 и 5,2%). Кстати, несмотря на серый ввоз, Sony в первом полугодии заняла 4,8% рынка, оказавшись на четвертом месте.

По оценке Smartmarketing, самым продаваемым в России ридером 2011 г. стал Pocketbook Pro 602 и его усовершенствованная версия Pro 612 (сама Pocketbook оценивает годовые продажи этой модели в 170 000 устройств). Устройство оснащено стандартным 6-дюймовым E-Ink экраном, имеет память 2 Гб, поддерживает большинство форматов электронных книг и MP3. Ридер может даже зачитывать текст – на четырех языках. Отличительная особенность Pro 602/612 – корпусные вставки из маг­ни­е­во-алю­ми­ни­ево­го сплава, что придает ему большую прочность по сравнению с аналогами.

В «Евросети» самыми продаваемыми в 2011 г. ридерами стали Wexler Book T7001, Texet TB-750HD, Texet TB-710HD и Pocketbook 360, рассказывает Смольская. Все эти модели объединяет сбалансированное сочетание цены и технических характеристик, среди которых поддержка самых распространенных форматов книг и возможность просмотра фотографий, говорит она. Если Pocketbook 360, несмотря на необычный дизайн, по сути, стандартная читалка с 5-дюймовым E-Ink дисплеем, то Wexler и две модели Texet можно назвать младшими братьями планшетников. Все три устройства оснащены цветными дисплеями, позволяющими смотреть видео, в том числе в HD-разрешении, и слушать музыку. В Texet TB-710HD предустановлено несколько игр и даже есть ТВ-тюнер.

На рынке уже появляются и такие модели, которые трудно однозначно отнести к ридерам или планшетникам. Например, Luna RMT-705А обладает встроенным модулем WiFi и работает на платформе Android, что позволяет пользоваться интернетом и загружать дополнительные приложения. Разумеется, устройство позволяет и читать книги, а также смотреть фотографии и видео на 7-дюймовом TFT-дисплее, слушать музыку. В «Связном» это устройство стоит 4490 руб., рассказывает Ноготкова.

Аналогичная модель – Pocketbook A 10: он оснащен 10-дюймовым дисплеем и процессором с тактовой частотой 1 ГГц (эти характеристики практически такие же, как у iPad). Устройство поддерживает WiFi, Bluetooth и даже имеет встроенную видеокамеру для видеочата. Правда, и цена Pocketbook A 10 вполне «планшетная» – в среднем 11 000 руб.

Особняком среди ридеров стоит устройство Plastic Logic 100 – о планах его поставки в российские школы в августе 2011 г. объявила «Роснано», являющаяся акционером британской Plastic Logic. Найти этот ридер в продаже корреспонденту «Ведомостей» не удалось, но его ориентировочная цена известна – 12 000 руб. Специфическая особенность ридера – 10,7-дюймовый дисплей из пластика (а не из стекла, как у других подобных устройств), который не боится падений и ударов. Вторая особенность Plastic Logic 100 – невозможность загружать на него контент по собственному выбору. Планируется, что использовать на нем можно будет только предустановленные электронные учебники.