Технологии
Бесплатный
Игорь Цуканов
Статья опубликована в № 3030 от 31.01.2012 под заголовком: Улетай – подешевело

Зачем российские сотовые операторы снижают цены на связь в роуминге

В конце 2011 г. российские сотовые операторы радикально снизили стоимость услуг в международном роуминге. Но радикальнее всех поступил «Мегафон»: он не стал вводить тарифные опции, как МТС и «Вымпелком», а снизил базовый тариф для всех абонентов разом
Альтернативный канал. 4-5%

россиян, выезжая за рубеж, отказывались от услуг своего сотового оператора в пользу более дешевых туристических sim-карт или иных альтернатив ранее, оценивает Патока из «Вымпелкома». Последние инициативы российских операторов сократят спрос на такие альтернативные способы связи, надеется он. Данные МТС чуть иные: международным роумингом российских операторов пользуется около 1 млн абонентов в месяц, при том что ежемесячно за рубеж выезжает до 1,5–1,7 млн россиян. То есть 34–41% выезжающих либо вообще прекращают пользоваться телефоном, либо покупают альтернативные sim-карты.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Первый серьезный шаг к удешевлению роуминга в прошлом году сделал «Вымпелком». Еще в конце мая 2011 г. он ввел опцию «Соблазнительный роуминг», подключив которую абонент «Вымпелкома» в любой стране мира платит за входящие звонки по 3,95 руб. за минуту разговора и столько же — за отправку sms-сообщения. Цена минуты при исходящем звонке не меняется, но за границей люди совершают звонки лишь в исключительных случаях, предпочитая отвечать на вызовы или писать sms, объясняют представители операторов. Например, по данным МТС, при общении в роуминге доля входящих вызовов в трафике абонента превышает 60%.

Введенная «Вымпелкомом» опция удешевляет входящие вызовы в Европе в 17,5 раза, в Азии, Африке и Австралии — в 25 раз, а на американских континентах — в 33 раза, подчеркивает «Вымпелком». В новогодний сезон на долю этой опции пришлось более 50% голосового трафика индивидуальных абонентов в международном роуминге, говорит вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «Вымпелкома» Андрей Патока, причем средний пользователь, подключая эту опцию, говорит за рубежом втрое больше, чем прежде.

А в декабре «Вымпелком» удешевил и мобильный интернет-доступ — правда, только на время: до конца января 2012 г. В этот период скачать 50 Мб стоило всего 49 руб., тогда как обычный тариф «Вымпелкома» в роуминге — 15 руб. за каждые 20 Кбайт. То есть скачать те же 50 Мб стоило бы 38 400 руб.

Накануне нового года тарифную опцию ввела и МТС: подключив услугу «Ноль без границ», ее абонент может в любой стране бесплатно говорить первые 10 минут при каждом входящем вызове. У МТС была похожая опция — «Мир без границ»: при входящем звонке абонент не оплачивал 2-10-ю минуты, но первая была платной и, например, в Европе стоила 59-79 руб. Так же тарифицировалась минута разговора при исходящем звонке, кроме 2-5-й (стоили по 8,9 руб.). Подключив «Ноль без границ», абонент платит по 8,9 руб. за каждую минуту исходящего вызова, кроме той же первой.

Новой опцией МТС в декабре 2011 г. — январе 2012 г. воспользовалось на 20% больше абонентов, чем «Миром без границ» год назад, рассказывает представительница компании Валерия Кузьменко. Роуминговый голосовой трафик увеличился на 40%, а кое-где (например, в Таиланде) даже на 50%.

Это не единственное, что сделала МТС для путешественников: еще в марте 2011 г. она ввела онлайн-тарификацию роумингового интернет-трафика, что позволяет абонентам контролировать расходы в режиме реального времени, напоминает Кузьменко (впоследствии это сделали и «Мегафон» с «Вымпелкомом»). Можно даже подписаться на безлимитный интернет-доступ в роуминге по 299 руб. в день.

Впрочем, к этим тарифам нужно еще прибавлять стоимость подключения самой опции, ведь и у МТС, и у «Вымпелкома» они платные. «Ноль без границ» от МТС стоит 19 руб. в день, «Соблазнительный роуминг» «Вымпелкома» — от 9,95 руб. в день (для абонентов с предоплатной системой расчетов) до 298,5 руб. в месяц (кредитная форма оплаты).

«Мегафон» же совершил радикальный шаг — он понизил базовый роуминговый тариф, так что снижение цены затронуло всех его абонентов, а не только тех, кто озаботился подключением специальной опции. Коснулось оно и корпоративных клиентов, сотрудники которых лишь в исключительных случаях задумываются о заграничных расходах на связь (ведь счета оплачивает работодатель) и никакие опции, как правило, не подключают, обращает внимание заместитель гендиректора «Мегафона» по развитию федеральных корпоративных продаж и операторского бизнеса Константин Солодухин.

Стоимость услуг «Мегафона» тоже сократилась в разы: разговор при входящем звонке подешевел в 9 раз, при исходящем — в 5, а интернет-доступ — в 8 (с 400 до 50 руб./Мб). На подобные шаги не решался ни один из ведущих операторов Европы, говорит Солодухин. Как отреагировали на это абоненты, разъехавшиеся по заграницам на Новый год, станет ясно в феврале-марте, но продолжительность разговоров должна была вырасти в 2-2,5 раза, считает он.

Снижение тарифов Солодухин называет результатом долгих и сложных переговоров с зарубежными операторами, поначалу не желавшими снижать плату за обслуживание абонентов в своей сети (а это не менее 80% базового роумингового тарифа, говорят он и Кузьменко из МТС). На предложение «Мегафона» о взаимном снижении роуминговых тарифов операторы реагировали резко отрицательно, рассказывает Солодухин, ведь чаще всего поток людей из их стран, ездящих в Россию, гораздо меньше, чем ездящих к ним россиян. Но в итоге «Мегафон» убедил зарубежных партнеров: во-первых, низкие цены стимулируют гостящих в их сетях россиян говорить по телефону больше, и это увеличит отчисления в пользу иностранных сетей. А во-вторых, «Мегафон» предложил им «бонусы за сговорчивость» — более выгодные условия сотрудничества по другим видам бизнеса (обмен трафиком, обслуживание транснациональных клиентов, IP-транзит и т. п.).

Правда, пока «Мегафон» снизил цены не по всему миру, а только в Европе, европейской части СНГ и Турции. С операторами остальных стран еще предстоит договариваться, объясняет Солодухин, но вполне возможно, что со временем у «Мегафона» по всему миру будет единый роуминговый тариф.

Начинать договариваться с зарубежными операторами российским пришлось еще в 2007 г., когда власти Евросоюза директивно уравняли стоимость роуминга внутри Европы со стоимостью местных звонков (не более 0,4 евро за минуту исходящего звонка). Европейским операторам пришлось снизить цены вызовов в роуминге примерно на 70%, и некоторые попытались возместить потери в выручке, повышая таксу за «приземление» трафика для российских операторов. В конце концов западные операторы осознали, что компенсировать эти потери за счет потока российских туристов все равно не удастся: этот поток несравнимо меньше внутренней европейской миграции, рассказывает менеджер российской сотовой компании.

Новый стимул вступить в переговоры с европейцами о взаимном снижении тарифов у МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» появился, когда темой роуминга озаботилось российское правительство. В 2010 г. о завышенных ценах на связь за рубежом высказался премьер Владимир Путин, после этого ценовую политику сотовой «большой тройки» в странах зарубежья начала проверять Федеральная антимонопольная служба. Кончилось дело тем, что Минкомсвязи инициировало официальные переговоры с администрациями связи нескольких стран (в частности, Финляндии) о взаимных ценовых уступках по части роуминга. Это сыграло свою роль, хотя конкретные решения о снижении тарифов были приняты на межоператорских переговорах, рассказывает топ-менеджер одного из российских операторов. «Позиция регулятора придала значимость этому процессу», — согласен Патока. Не то чтобы Минкомсвязи сыграло ключевую роль в деле удешевления роуминга, но и сказать, что обошлось вовсе без министерства, нельзя, говорил в декабре 2011 г. министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.

Никакой ценовой революции не произошло: роуминговые цены операторов как были намного выше местных, так и остались, замечает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. А удешевление может объясняться отчасти «политическим моментом», отчасти — желанием операторов промоутировать свои услуги, размышляет он. Учитывая, что роуминг приносит операторам единицы процентов выручки, они не сильно рискуют, добавляет он. Впрочем, менеджер одной из сотовых компаний советует сравнивать роуминговые расценки не с местными, а с теми деньгами, которые приезжий из ЕС платит, совершая звонок в России, — это около 2 евро за минуту, т. е. вполне сопоставимо с роуминговыми расценками российской «большой тройки».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать