Facebook объявила об IPO

В ходе размещения компания планирует привлечь $5 млрд
Paul Sakuma/ AP

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook подала заявку на проведение публичного размещения акций в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). В ходе IPO компания планирует привлечь $5 млрд, следует из ее проспекта к IPO. Но этот показатель может измениться. По данным источников The Wall Street Journal, акционеры и менеджеры Facebook надеются получить при размещении $10 млрд.

Ценовой диапазон акций Facebook не объявлен. Ранее источники, близкие к компании и ее консультантам, рассказывали, что он может составить $75-100 млрд. Андеррайтеры размещения – инвестбанки Morgan Stanley, J.P. Morgan и Goldman Sachs. Также в проспекте пока не раскрывается, кто из акционеров социальной сети продаст ее акции на бирже и в каком размере.

У Facebook два типа акций – акции класса «А» (один голос на одну акцию) и класса «B» (10 голосов на одну акцию). Основной акционер Facebook – ее основатель и гендиректор Марк Цукерберг – владеет 28,2% акций класса «B». Но у него также есть доверенность на голосование от других инвесторов, так что совокупная доля его «голосов» – 57%. У сооснователя соцсети Дастина Московица – 7,6% акций класса «B», у раннего инвестора Facebook Питера Тиля их – 2,5%. 11,4% акций класса «B» – у Джеймса Брейера, партнера фонда Accel Partners.

Один из крупных акционеров Facebook – Digital Sky Technologies Юрия Мильнера и Алишера Усманова. У фондов DST – 5,4% акций класса «B» и 31,4% акций класса «А».

Facebook раскрыла в своем проспекте свои финансовые показатели, которые оказались впечатляющими, но скромнее прогнозов, ранее озвученных аналитиками. Так, выручка Facebook в 2011 г. составила $3,71 млрд по сравнению с $1,97 млрд годом ранее. Аналитики ожидали выручки на уровне $4,27 млрд. А прибыль Facebook в прошлом году составила $1 млрд, что на 65% больше, чем в 2010 г. Основной драйвер роста выручки – реклама (баннеры и страницы крупных брендов). Число рекламных объявлений в 2011 г. выросло на 42%, а цена за одно объявление – на 18%, следует из проспекта компании к IPO. Тем не менее в прошлом году Facebook смогла немного диверсифицировать свои доходы. Если в 2010 г. реклама приносила компании 95% выручки, то в 2011 г. – уже 85%. Остальное – заработки, которые приносят социальной сети ее партнеры – разработчики игр и других приложений. Продажа виртуальных предметов внутри приложений принесла Facebook $557 млн выручки в прошлом году.

В разряд бизнес-рисков Facebook занесла конкуренцию с такими крупными компаниями, как Google, Microsoft и Twitter. Кроме того, Facebook признала, что в некоторых странах ее позиции не так сильны, как хотелось бы. В частности, говорится в проспекте компании, Facebook конкурирует с сильными игроками – Cyworld в Корее, Mixi в Японии, Orkut (принадлежит Google) в Бразилии и «Вконтакте» в России.

По собственным данным, у Facebook сейчас около 845 млн пользователей во всем мире, что на 39% больше, чем в 2010 г. Каждый день на сайт соцсети заходят 483 млн человек (рост за год на 48%), они загружают 250 млн фотографий в день и ставят 2,7 млрд «лайков» к сообщениям своих друзей.